премьера спектакля
«Победители ночи»
7 октября
1950 г.
7 октября 1950 года в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Победители ночи».
Исидор Владимирович Шток — автор пьесы, рассказал о небольшом, но очень насыщенном событиями периоде жизни выдающегося русского ученого и изобретателя Павла Николаевича Яблочкова, — о годах борьбы за создание и применение электрической лампы, давшей толчок широкому внедрению в жизнь электрического освещения.

На этом фоне драматург раскрывал главную тему — народность научных открытий. Не купцу Журкину, который пользовался освещением, чтобы «сбыть запасы тухлых селедок», не ловкому дельцу Денейрузу, который наживался на «свече Яблочкова», и не увлекавшейся иллюминациями царской семье, принадлежало великое открытие. Оно принадлежало русскому народу. Яблочков сознательно творил для России, «совесть которой чиста» и которая не боится яркого света электрических солнц.

«Понятие о счастье государства есть только одно — счастье его народа… Об этом должен думать каждый русский человек», — говорил главный герой.

Умело отобрав факты, подчинив их большой идее и удачно дополнив художественным вымыслом, драматург написал пьесу очень близкую по своему духу советскому зрителю.

Драматург Исидор Владимирович Шток в Полярном. Северный флот. 1943 г. Из фондов Мультимедийного комплекса актуальных искусств.

.

Рецензенты отмечали, что создатели спектакля очень верно почувствовали это внутреннее современное звучание пьесы и сумели воплотить его на сцене. В помощь актерам режиссер Александр Александрович Музиль мобилизовал все средства сценической выразительности — декорации (художник Натан Исаевич Альтман), музыку, свет, мизансцены, — делая это очень тактично, сдержанно. И актеры талантливо передали светлый, оптимистический тон всего спектакля.
Афиша спектакля «Победители ночи». Из фондов Александринского театра.

Сцена из последнего акта спектакля. Н. К. Симонов в роли Яблочкова. Из фондов Александринского театра.

Неугасимая энергия Яблочкова, его настойчивость и последовательность в борьбе, очень объемно передавались в исполнении Николая Константиновича Симонова. С первого появления на сцене актер покорял зрителя, заставлял верить в огромный душевный мир воплощаемого им замечательного русского человека. Современники отмечали, что большой заслугой Симонова являлось то, что он мыслил на сцене, и зритель чутко воспринимал эту работу мысли ученого.

Роль Глухова в исполнении Валентина Ивановича Янцата была еще одной сильной линией спектакля. Увлеченность работой Яблочкова, веру в его гений, безграничное уважение к нему Янцат передавал прежде всего как дело жизни своего героя.
В. И. Янцат в роли Глухова. Из фондов Александринского театра.
О. Я. Лебзак в роли Марии. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Симонов в роли Яблочкова. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Фрейндлих в роли Луи Денейруза. Из фондов Александринского театра.
Ольге Яковлевне Лебзак, исполнявшей роль жены Яблочкова Марии, удалось убедительно раскрыть тему преданности и любви, которые заставляли Марию каждую минуту жить жизнью своего мужа. Не менее яркими были Б. А. Фрейндлих (Луи Денейруз), Г. М. Мичурин (Вильям Гиллард), К. И. Адашевский (Скорняков) и другие.
В. И. Воронов в роли Ламердье. Из фондов Александринского театра.
Г. М. Мичурин в роли Вильяма Гилларда. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Вильяма Гилларда. Художник Н. И. Альтман. Из фондов Александринского театра.
К. И. Адашевский в роли Скорнякова. Из фондов Александринского театра.
В последнем акте, во время публичной лекции Яблочкова, в которой он рассказывает о научных открытиях, сделанных русскими учеными — своей электрической свече и лампе накаливания Лодыгина — зрители становились участниками спектакля.

«Художник Н. Альтман, с тонким чувством эпохи и поэтической выразительностью оформивший спектакль, в этом действии воспроизвел на сцене копию зрительного зала Театра имени А. С. Пушкина, в котором идет спектакль "Победители ночи".

Когда Яблочков говорит, что "русский свет" и через много лет будет сиять над миром и никто никогда не погасит его, в зрительном зале зажигаются огни. Сцена и зал превращаются в одно целое. Так символически происходит встреча поколений. Так театр раскрывает еще одну мысль спектакля: славное прошлое русского народа находит свое высшее продолжение в настоящем».*


Н. И. Альтман. Эскиз задника «Зрительный зал». Из фондов Александринского театра.

Капралов Ю. «Победители ночи» // Ленинградская правда. 1950. 12 дек.
Н. И. Альтман. Макет декорации «Зрительный зал». Из фондов Александринского театра.
Сцена из спектакля. Из фондов Александринского театра.
Капралов Ю. «Победители ночи» // Ленинградская правда. 1950. 12 дек.