Премьера оперы
«Фальстаф»

6 октября
1925 г.
6 октября 1925 года на сцене Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТ) состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Фальстаф».
Первая российская премьера последней оперы Верди была сыграна на сцене Мариинского театра 17 января 1894 года. Поставленный в России «Фальстаф» не сразу завоевал любовь меломанов, тогда произведение осталось не до конца оцененным. Практически все рецензенты сошлись во мнении, что опера почти полностью написана в речитативном стиле, грешит монотонностью и отсутствием какой бы то ни было оригинальности, а попытка композитора создать музыкальное произведение в комическом жанре — окончилось провалом.*

Причина такой неудачи была вовсе не в плохом качестве самого «Фальстафа». В 1860–1870-х годах в России обострилась напряженная борьба за русскую национальную культуру. Нередко острая полемика музыкальных критиков, озабоченных возрождением отечественной оперы и выступающие против засилья иностранных композиторов на Императорской сцене, в особенности, против «италомании», мешала по достоинству оценить и оперы Верди, и в том числе «Фальстафа».* Прошло всего несколько представлений, и спектакль был снят с репертуара.


И вот спустя тридцать лет после несправедливо провалившейся премьеры Виктор Романович Раппапорт вновь обратился к неоцененному по достоинству произведению. Режиссер не сомневался в том, что именно последнее произведение Верди, написанное уже в конце его жизни, оказалось самым жизнерадостным из всех.


Эскиз костюма Фальстафа к постановке оперы 17 января 1894 г. на сцене Мариинского театра. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.


Эскиз костюма Фальстафа к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

«На протяжении всех шести картин оперы нет ни одного вялого момента — жизнь бьет ключом, и каждая страница партитуры поражает непосредственностью, искренностью и гениальной экономией средств при максимальном эффекте».*

Новой постановкой «Фальстафа» оказались захвачены все: и режиссер В. Р. Раппапорт, и дирижер С. А. Самосуд, и художник Н. П. Акимов, и актеры, и музыкально-театральные круги Ленинграда того времени .


Критики отмечали, что именно благодаря такой всеобщей увлеченности процессом и большой серьезной работе получился «хороший спектакль, соответствующий масштабу оперы»*. Главное, что постановочная группа преодолела все трудности музыки Верди, «в высшей степени утонченной, насыщенной не только переливающимся через край юмором, но блещущей всеми тонкостями современных приемов инструментального и вокального письма»*.


Музыканты оркестра под руководством Самуила Абрамовича Самосуда представляли остроумные красочные эпизоды, освещая всё богатство оркестрового колорита причудливыми звукоподражаниями (смех, шаги, скрип корзины, ветерок и т. п.).

Эскиз мужского костюма к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма Пистоля к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма миссис Пэдж для О.В.Тарновской к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Капса к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Игра артистов создавала ощущение, что спектакль сделан в дружеском единодушии и обдуманном подходе к материалу, все исполнители были оживлены и относились к своим ролям с нескрываемой любовью. Для В. Р. Раппапорта подготовка спектакля осталась одним из радостных творческих воспоминаний: «Я давно не видел такого подъема и такой увлеченности труппы, такой жадности к работе, какая была проявлена при подготовке оперы. Пятичасовые репетиции пролетали с такой легкостью и оживлением, что после них никто не хотел расходиться из театра»*.
Эскиз женского костюма к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз костюма жениха для С. В. Балашова и Н.А.Дашковского к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Фентона для С. В. Балашова и Н.А.Дашковского к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Хозяина гостиницы к спектаклю. Художник Н. П. Акимов. 1925 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Спектакль захватывал зрителей своим нарядно-радостным сценическим оформлением Николая Павловича Акимова, математически выверенными, но при этом жизнерадостными вокальными партиями и неожиданными музыкальными узорами. Центром оперы, этой «чудесной живописи в музыке», был Фальстаф в исполнении Павла Максимовича Журавленко. Он «легко справился с капризной баритоновой партией..., заполнил всю сцену своей фигурой, разломав дешевые рамки либретто и ,никогда не выходя из рисунка Верди, создавая вместе с тем великий образ Шекспира».* Герой заражал каждого любовью к жизни и крепким, бодрым оптимизмом.


В начале основания советского государства ликующий праздничный спектакль, созданный на искреннем единодушии творцов, воспринимался как демонстрация реальной возможности сделать живым совместным трудом нечто прекрасное и очень важное для человечества.

.

«Певцам-актерам, мастерам-искусникам человеческого поведения посвящен этот спектакль. Их умение оформлять каждый момент своего бытия, их коллективная соорганизованность, прообраз будущего организованного общества на основе радостного принятия жизни, — вот главное, чем хотелось увлечь и пленить зрителя. В этом — суть нового театра, попыткой привит принципы которого явится представление "Фальстафа", и первый, кто поможет этом — новый для нас, гениальный Верди».*


П. М. Журавленко в партии Фальстафа в одноименном спектакле. Из фондов Российского национального музея музыки.

См.: Плахотина Т. Ю. «Фалстаф» Верди на русской сцене. Из истории петербургской премьеры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 2.
Раппапорт В. Любовь к жизни. К постановке «Фальстафа» // Рабочий и театр. 1925. № 40 (6 окт.). С. 8.
См.: Плахотина Т. Ю. «Фалстаф» Верди на русской сцене. Из истории петербургской премьеры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 3.
Конский П. «Фальстаф» // Рабочий и театр. 1925. № 41 (13 окт.) С. 9.
Рабочий и театр. 1925. № 42 (20 окт.).
Раппапорт В. Любовь к жизни. К постановке «Фальстафа» // Рабочий и театр. 1925. № 40 (6 окт.). С. 8.