13 сентября 1932 года театр Госдрамы (бывший Александринский театр) отмечал своё столетие. Юбилей был приурочен к открытию нового театрального здания, построенного великим Карлом Росси к 20-летию победы над Наполеоном, в 1832 году. По установке С. М. Кирова столетие Александринки должно было «иметь резонанс и в Европе», поэтому подготовка к нему была серьёзной и заняла полтора года.
Художник М. П. Бобышев. Из фондов МОХМ.
Прежде всего был проведён грандиозный объём строительных работ: переоборудована сцена, восстановлена внутренняя отделочная лепка (на позолоту которой требовалось 2,5 кг червонного золота), восстановлены статуи в нишах на фронтоне и на задней стороне театра и т.д.
В год окончания первой пятилетки все средства страны были брошены на индустриальное строительство. Остродефицитные строительные материалы добывались снабженцами театра, и часто случались перебои. Неудивительно, что к юбилею не всё успели закончить. Перед самым началом торжеств в актёрском фойе на первом этаже появилась вода. Пол был покрыт водой, и она растекалась по коридору, где были актёрские уборные. Пришлось прикрыть это водное пространство глубиной в два вершка старым планшетом сцены, который был заменён новым. Всё прошло благополучно, и только О. Л. Книппер-Чехова, проходя в зрительный зал, спросила директора театра Н. В. Петрова: — А что это, Колюша, мне кажется или действительно под полом как будто все время булькает вода?
Более 300 организаций изъявило желание принять участие в чествовании театра. Шеф театра фабрика «Скороход» преподнесла театру знамя из кожи, на котором был выгравирован весь процесс её производства. Облисполком и Облпрофсовет отпустили по 15 тысяч рублей на премирование работников театра. Из Москвы прибыли народные артисты республики: В. А. Блюменталь-Тамарин, О. Л. Книппер-Чехова, В. Э. Мейерхольд, В. И. Качалов, И. М. Москвин, гости из союзных республик и иностранные журналисты, которые тут же, на перроне, стали фотографировать и брать интервью. Были зачитаны поздравительные телеграммы от Б. Шоу, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Э. Г. Крэга, М. Рейнгардта и др.
Фрагмент оформления издания «Сто лет Александринского театра».
Афиша к 100-летию театра. Торжественный вечер. Спектакли «Маскарад», «Горе от ума», «Страх». 13, 14, 15 сентября 1932 г. Из фондов Александринского театра.
Юбилей праздновали четыре дня. В первый день после докладов и приветствий проходил показ трех сцен: 1-й акт пьесы Крюковского «Пожарской», сцена «Заседание Конвента» из пьесы «Робеспьер» и сцена «На насыпи» из спектакля «Бронепоезд» Вс. Иванова. Второй день — «Маскарад» Мейерхольда с участием Ю. М. Юрьева проходил торжественно и спокойно, чего нельзя сказать о третьем дне, когда шло «Горе от ума». Страсти разгорелись в основном вокруг Б. Бабочкина — исполнителя роли Чацкого. У него были горячие защитники, но были и ожесточенные критики. Четвертый день праздника, когда в трёхсотый раз шёл «Страх» Афиногенова, закончился благополучно. Так, под знаком современного спектакля, праздник кончился, и началось новое столетие жизни Александринского театра.