Юрий Михайлович Бонди
20 сентября
1889 г.
20 сентября 1889 года в Баку в семье чиновника родился Юрий Михайлович Бонди, удивительный театральный художник и талантливейший режиссер, «чудесный мастер театра» и один из основоположников советского театра для детей.

Ю. М. Бонди

Не получив специального образования, Юрий Михайлович, тем ни менее, сумел развить свои художественные способности и приобщился к театру, чему в ни малой степени способствовало обучение в Студии на Бородинской Вс. Мейерхольда.

Общение с Мейерхольдом сыграло огромную роль в жизни Бонди: перестав быть учеником Мастера, Юрий Михайлович стал преподавателем в его студии, его соратником и советником.

В начале 1912 года в среде артистической молодежи Петербурга родилась идея создания нового театра. Среди тех, кто принял участие в воплощении этого замысла, были Любовь Блок, Николай Сапунов, Иван Билибин, Владимир Соловьев, Михаил Кузмин, братья Юрий и Сергей Бонди, Владимир Пяст, Н. И. Кульбин и многие другие.
На даче американского посланника в Териоках (ныне г. Зеленогорск) была устроена театральная коммуна во главе с Мейерхольдом, получившая название «Товарищество актеров, писателей, художников и музыкантов». Осенью В. Э. Мейерхольд, вдохновленный успехами молодых актеров в Териоках, решил открыть свою новую театральную студию. Вести занятия в студии он пригласил Ю. М. Бонди, С. М. Бонди, М. Ф. Гнесина и В. Н. Соловьева. В это же время Юрий Бонди оформил для Териокского театра спектакли «Поклонение кресту» по пьесе П. Кальдерона и «Виновны-невиновны» А. Стриндберга.
В 1914 году в «Незнакомке» и «Балаганчике» А. А. Блока, он участвовал не только как художник, но и как сорежиссер Вс. Мейерхольда. В эти годы Юрий Бонди написал пьесы «Огонь» совместно с Мейерхольдом и Соловьевым, и «Алинур» в соавторстве с Мейерхольдом, к которой выполнил рисунки.

Наряду с этим, Юрий Михайлович до весны 1915 года был автором обложек журнала «Любовь к трем апельсинам».


Рисунок Ю. М. Бонди к пьесе «Алинур», написанной совместно с Вс. Мейерхольдом.


Эскиз к спектаклю «Балаганчик» Студии Вс. Мейерхольда. Художник Ю. М. Бонди.

В 1919 году труппа Малого Драматического театра, руководимая Н. В. Петровым, Ю. М. Бонди и Б. Э. Янишевским, переезжает из голодного Петербурга на целый год в Кострому.

Здесь Юрий Бонди, режиссер и художник, как сподвижник и сорежиссер В. Э. Мейерхольда, наряду с другими спектаклями, впервые в стране и с благословения автора, поставил пьесу Блока «Роза и крест». «Я готов приветствовать творческую смелость постановщика и актеров, взявшихся передать со сцены тонкие краски и ритмы романтической драмы Блока. Вспоминаю яркий, созвучный рыцарской эпохе декоративный фон спектакля и неровное исполнение ряда ролей».*
Стариков, В. Кострома, год 1921-й… // Театральная жизнь. 1961. №15. С. 31.
Юрий Бонди выступал наиболее последовательным сторонником кубизма, его работам присуща особая экспрессия, монументальность образов, цветовая звучность. В 1920 году, к 3-ей годовщине Октябрьской революции исполнил плакаты для Костромского отделения РОСТА.
Эскиз плаката для Костромского отделения РОСТа. Художник Ю.М. Бонди.
Плакат «На помощь!» (Окна РОСТа). Художник Ю.М. Бонди. Из фондов ГМПИР.
Эскиз плаката для Костромского отделения РОСТа. Художник Ю.М. Бонди.

Эскиз костюма Беспризорного для спектакля «Колька Ступин» Первого Государственного театра для детей. Художник Ю.М. Бонди. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

По приглашению А. В. Луначарского в 1921 году Юрий Михайлович переехал в Москву, где получил должность консультанта Совета художественного воспитания при Наркомпросе, а в 1923 возглавил Первый Государственный театр для детей в Москве, проработав там до самой смерти в 1926 году.

Бонди мечтал о преобразовании советского театра для детей. Спектакль «Колька Ступин» по пьесе С. Ауслендера и А. Солодовникова, поставленный Юрием Михайловичем в 1924 году, несмотря на несовершенство и наивность пьесы, имел огромное историческое значение — его герои были первыми современниками и сверстниками юных зрителей.

Постановка режиссером приключенческой пьесы «Самолет» Б. Никифорова в 1925 году, ознаменовала переход детских театров от сказочной тематики к современности. «В спектакль были вмонтированы специально снятые оператором В. Лембергом кинокадры — прием, впервые примененный на сцене детского театра, — показывавшие, как один из персонажей в погоне за жуликом выбегал в вестибюль театра, оттуда — на Садовую улицу, вскакивал на ходу в трамвай, а потом появлялся на крыше дома, на чердаке и сквозь дыру в потолке — уже не в кинокадре, а в действительности — прыгал прямо на сцену».*
Цит по.: Бонди Юрий Михайлович, русский театральный художник и режиссер — 100 лет со дня рождения (1889‒1926) // Театральный календарь. 1989. Ленинград, 1988. С. 151.
К сожалению, Юрий Михайлович Бонди, уйдя из жизни, не успел довести до конца начатую им реформу детского театра.