24 сентября 1786 года на сцене Эрмитажного придворного театра состоялась премьера спектакля «Шаман Сибирский» по пьесе Екатерины II, написанной ею совместно с действительным статским советником, ее статс-секретарем Александром Васильевичем Храповицким.
Портрет А. В. Храповицкого. Художник Д. Г. Левицкий.
Портрет Екатерины II. Художник И. Б. Лампи-старший.
Из фондов СПбГТБ
Императрица имела достаточное представление о сибирских шаманских обрядах, так как при работе над полемическим сочинением «Антидот» занималась изучением культуры сибирских народов.
По сюжету колдун Амбан-Лай, родившийся в Китае и обучившийся у монгольских шаманов, был привезен в семью дворян Бобиных из Сибири в Санкт-Петербург. Но при этом Амбан-Лай своим поведением и рассуждениями очень напоминает московских масонов. Интриги в пьесе практически нет, но проблематика многогранна. Прежде всего, произведение служило борьбе Екатерины II с масонством, которая приобрела идеологическое обоснование на государственном уровне. Так данная пьеса представляет собой острую сатиру, обличающую пороки масонского учения, обряды которого уничижительно приравниваются к шаманским фокусам.
В пьесе также высмеивалось суеверное пристрастие к колдовству, особо присущее русским барыням. Сама же Екатерина II, приверженная идеям Просвещения, всячески пыталась искоренить подобного рода предрассудки, причем своим собственным примером. Так, например, известно, что императрица, опровергая опасность дурной приметы, сама часто садилась за стол тринадцатой.
В Театральной библиотеке хранятся рукописный текст и первое издание пьесы «Шаман Сибирский», отпечатанное в типографии Императорской Академии наук в 1786 году.