премьера спектакля
«Лихоимец»

20 января
1781 г.
20 января 1781 в Вольном Российском театре, состоялась премьера комедии основоположника русской драматургии Александра Петровича Сумарокова «Лихоимец».
В деревянном здании, находящемся на Царицыном лугу, в 1779 году немецкий антрепренер Карл Книппер, сохраняя спектакли своей немецкой труппы, которая обосновалась здесь с 1775 г., образовал еще и Вольный Российский театр из питомцев московского Воспитательного дома. «Лихоимец» стал одним из последних спектаклей в этом здании, которое было затем перестроено и открыто в октябре этого же, 1781 года, и позже получило название Малого (Деревянного) театра.
Вид Малого (Деревянного) театра (бывшего Театра К. Книппера) на Царицыном лугу. 1780-е гг. Художник Дж. Кваренги. Из фондов СПбГМТМИ.
Макет Малого (Деревянного) театра (бывшего Театра К. Книппера) на Царицыном лугу. Из фондов СПбГМТМИ.
Царицын луг (ныне Марсово поле), где находился театр, во второй половине XVIII века представлял собой своеобразную театральную площадь столицы и служил местом гуляний горожан, иллюминаций и фейерверков. Поэтому можно предположить , что на премьере спектакля Вольного Российского театра зрителей было немало.

Из фондов СПбГТБ

Комедия в 3 действиях «Лихоимец» (лихоимцами в России называли кредиторов, берущих непомерно высокие проценты — лихву) соответствовала всем канонам классической драматургии и была направлена против сословного чванства и невежества провинциального дворянства. Автор прибегает к гротеску и сосредотачивает особое внимание на обличении главных персонажей, воплощающих порочные страсти.

Главный герой пьесы — ростовщик по имени Кащей — одержим сребролюбием. Страшный сам по себе, Кащей особенно опасен потому, что растлевает и отравляет всех, с кем сводит его жизнь. Своих дочерей и племянницу Изабеллу лихоимец держит в четырех стенах, чтобы не отдавать за ними приданого. Но молодой человек по имени Дорант влюбляется в Изабеллу на маскараде и хочет на ней жениться, не подозревая, что девушка является племянницей Кащея. Дорант — должник ростовщика, и Изабелла станет его женой только в том случае, если долг будет возвращен. Комедия получилась обличительной и нравоучительной.

К сожалению, сведений, кто из актеров был занят в представлении нет, но известно, что в это время в театре служили: И. А. Крутицкий, И. А. Дмитревский, К. И. Гамбуров, Я. И. Колмаков, А. Г. Крутицкая, Н. И. Драницына, Х. Ф. Логинова, А. И. Хитрова.

Сумароков А. П. Лихоимец / Комедия Александра Сумарокова. [В Cанктпетербурге] : [При Императорской Академии наук], [1768 году]. 92 с.

Премьера СПектакля
«Смерть Иоанна Грозного»

20 января
1899 г.
20 января 1899 года Театр Литературно-артистического кружка показал премьеру спектакля «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого в постановке П. П. Гнедича и в бенефис актера Я. С. Тинского.

Я. С. Тинский в роли Бориса Годунова в спектакле. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Алексей Константинович Толстой еще в 1866 году оставил руководство для будущих постановщиков спектакля, в котором обозначил идею пьесы, необходимые условия для ее успеха на сцене, и подробно обрисовал образы персонажей, мотивацию их поступков и даже костюмы.* Вполне возможно, что эти рекомендации учитывались и при постановке спектакля.

В отклике на спектакль критика Н. А. Селиванова были отмечены заслуги театра в постановке двух трагедий А. К. Толстого («Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного») и успех бенефицианта Якова Сергеевича Тинсокго в роли Бориса Годунова, который, по мнению критика, всегда ответственно относился не только к роли, но и к пьесе. «Он никогда не станет играть серьезной, ответственной роли, не изучив не только самой роли, но и всей пьесы. И в каждой роли на него всегда можно положиться». *

Актер Казимир Викентьевич Бравич выступил в роли Гарабурды и «с момента первого же появления внес оживление в исполнение; оживилась и театральная зала. Тон, поза, вся фигура польского посла в олицетворении г. Бравича — одна прелесть, и ушел он, разумеется, под гром рукоплесканий».*
Толстой, А. К. Проект постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Санкт-Петербург, 1866. 50 с.
Селиванов Н. А. «Смерть Иоанна Грозного» // Театр и искусство. 1899. № 4. С. 80.
Самым обсуждаемым событием стало исполнение роли царя Иоанна Грозного актером Василием Пантелеймоновичем Далматовым. Драматург и режиссер П. П. Гнедич считал, что это была единственная роль в период ухода актера с императорской сцены, * где глубокий драматизм сочетался с художественной игрой: «Иногда он бывал в ней превосходен, во всяком случае, бесконечно выше, чем впоследствии, когда играл он эту роль на Александринской сцене. Он так заигрывался, особенно в сцене с послом Гарабурдой, которого так типично изображал Бравич, что раз топор, которым пускает царь в представителя Стефана Батория, перелетев рампу, разбил в щепы дорогую скрипку в оркестре. Особенно хорошо передавал Далматов последние картины трагедии»*.

Друг и биограф Далматова Константин Николаевич Михайлов в своих воспоминаниях также указывал на то, что роль Грозного была лучшей из трагического репертуара актера*. Особенно хорош, по воспоминаниям зрителей, артист был в сцене с боярами, когда они приходили к нему просить вновь взять бразды правления государством в свои руки.

Сам актер эту роль очень любил и впоследствии воплотил образ Иоанна Грозного как на провинциальной, так и на императорской сценах.

В. П. Далматов в роли Ивана Грозного. Из фондов Музея истории российской литературы имени В.И. Даля.

О причинах этого поступка можно почитать в статье «Почему В. П. Далматов ушел с императорской сцены в 1894 году», опубликованной в «Ежегоднике Императорских театров» (1914. Вып. 2. С. 71–74).
Гнедич П. О В. П. Далматове (К двухлетию его смерти, 14 февраля) // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. Санкт-Петербург, 1915. С. 55.
Михайлов К. Н. Василий Пантелеймонович Далматов, артист Императорских театров. Санкт-Петербург, 1914. С. 35.
Другое мнение имел критик Н. В. Дризен, считая, что Далматову не подходит трагическое амплуа: «Далматов ‒ Грозный разочаровал меня. Не скажу, что он был мелок для подобных ролей. Наоборот, его грим и фигура давали настоящее представление о Грозном. Но талант Далматова был совершенно иного уклада: в его голосе можно было скорее услышать сатирические, нежели трагические оттенки…»*
Дризен Н. В. В. П. Далматов в некоторых ролях своего репертуара // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. Санкт-Петербург, 1915. С. 67.
В. П. Далматов в роли Ивана Грозного. Из фондов Музея истории российской литературы им. В. И. Даля.
В. П. Далматов в роли Ивана Грозного. Из фондов СПбГМТМИ.
В. П. Далматов в роли Ивана Грозного. Из фондов Музея истории российской литературы им. В. И. Даля.
В. П. Далматов в роли Ивана Грозного. Из фондов Музея истории российской литературы им. В. И. Даля.
И все же, несмотря на такие разные мнения, спектакль стал событием театрального Петербурга. После многочисленных замечаний, рецензент, подводя итог своим впечатлением о спектакле, писал: «Конечно всё это мелочи, не могущие служить упреком в таком большом и сложном деле, как прекрасная, в общем, постановка огромной трагедии».*
Селиванов Н. А. «Смерть Иоанна Грозного» // Театр и искусство. 1899. № 4. С. 79–80.
Гнедич П. О В. П. Далматове (К двухлетию его смерти, 14 февраля) // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. Санкт-Петербург, 1915. С. 39–60.
Дризен Н. В. В. П. Далматов в некоторых ролях своего репертуара // Ежегодник Императорских театров. 1914. Вып. 2. Санкт-Петербург, 1915. С. 60–70.