Премьера спектакля «Бесприданница»

24 января
1905 г.

#Театр В. Ф. Комиссаржевской

24 января 1905 года в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской сыграли премьеру спектакля «Бесприданница» по пьесе А. Н. Островского в постановке режиссера Иосифа Александровича Тихомирова.

Эскиз декорации к спектаклю. Художник В. К. Коленда. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Художником Виктором Константиновичем Колендой были написаны декорации только первого и четвертого действия, остальное использовалось из «подбора». И хотя, по мнению Ф. Ф. Комиссаржевского, спектакль носил какой-то случайный, шаблонно-театральный характер, зал театра был полон, а зрительский успех — большой.

В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы.

Исполнительница роли Ларисы Огудаловой, неподражаемая Вера Федоровна Комиссаржевская, в 1905 году не впервые исполнила роль «бедного цветка, которому предстоит быть сорванным, загрязненным и растоптанным».*

Актриса выходила в роли Ларисы на сцену Александринского театра в 1896 году. Несколько раз, чуть позже, воплотила этот образ с рижской Труппой К. Н. Незлобина. Комиссаржевская всегда играла с неизменным успехом, и, по свидетельству очевидцев, ее исполнение с годами становилось все более трагическим.

Многие отмечали способность Веры Федоровны заражать и партнеров, и зрителей верой в исполняемый ею образ. Например, на гастролях в Риге в 1899 году антрепренер Незлобин решил сам сыграть роль Паратова. Он был превосходным актером, но комедийного амплуа.
Кугель, А. Р. (Homo novus) [Цитата] // Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской. Санкт-Петербург, 1911. С. 170.
И когда на сцену вышел «идеал мужчины» — щекастый и упитанный Паратов — в зале раздались смешки. Но глаза Ларисы—Комиссаржевской светились таким обожанием, что уже и зритель видел не Незлобина, а какого-то другого Паратова, того, кто навсегда взял в свои руки гордое сердце Ларисы.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов Александринского театра.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Актер Н. Н. Ходотов вспоминал: «В одной из поездок, в той же "Бесприданнице" роль Васи купчика играл один актер, который, по общему нашему признанию, был "бревном", но на стон души Веры Федоровны, когда Лариса бросается в последнем акте к нему со словами: "Вася, я погибаю!", то даже и он нашел в себе надлежащие нотки сочувствия и каким-то чужим для себя, незнакомым и для всех нас, трогательным дрожащим голосом ответил: "Так что же мне делать, голубушка?"».*
Ходотов Н. Н. Близкое — далекое. Ленинград; Москва, 1962. С. 131.
Вера Федоровна была очень музыкальна, обладала глубоким голосом и аккомпанировала себе на гитаре. В 3-м акте спектакля она пленительно-страстно исполняет романс «Нет, не любил он», горящим взором глядя прямо в глаза Паратову, словно гипнотизируя его и публику. «Стон стоял в театре!»*.

1905 год — время общественных потрясений и преобразований. И роль Ларисы, с ее цыганской кровью и присущим ей темпераментом, столь близкая душе Веры Федоровны, звучала по иному. 24 января 1905 года на сцене Драматического театра перед зрителями появилась такая многим знакомая и, в то же время, «незнакомая девушка с тоской о любви, о свободе».* Она, как прежде, была мягка и нежна, «но теперь рассказ о несчастной любви был вступлением в главную тему. Центр спектакля сосредоточился на финале. Гибель Ларисы превращалась в подвиг... Вместо терзающего душу страдания Лариса Комиссаржевской несла бунт, протест, словно развивала тему трагических январских событий 1905 года».*

Александр Валентинович Амфитеатров вспоминал: «Роль эта была в её исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения».*

Афиша гастрольного показа спектакля Драматическим театром В. Ф. Комиссаржевской в Москве 18 сентября 1909 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Для зрителей того времени «Бесприданница» в Петербурге осталась тесно связанной и неотделимой от В. Ф. Комиссаржевской. «После ее игры трудно представить иную манеру исполнения», — выражал мнение современников театральный критик Г. И. Чулков.*
Ходотов Н. Н. Близкое — далекое. Ленинград; Москва, 1962. С. 127.
Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Ленинград, 1971. С. 119.
Цит по: Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Ленинград, 1971. С. 119.
Алконост. Кн. 1 : Памяти Веры Федоровны Комиссаржевской. Санкт-Петербург, 1911. 194 с.