николай васильевич
петров

3 июЛя
1890 г.
Будущий режиссёр Николай Васильевич Петров родился 3 июля 1890 года в Екатеринбурге. Первые театральные шаги были связаны с Вологдой, куда переехала его семья. Попав в число неблагонадежных за постановку «На дне» М. Горького в паровозоремонтных мастерских, в 1907 году Петров отправился в Москву в неведомый и желанный Художественный театр, но опоздал на экзамены и поступил на курсы артиста Художественного театра А. И. Адашева.

Н. В. Петров. 1910-е гг.

«Поступайте в фарс, большие деньги будете зарабатывать!» — сказал К. С. Станиславский студенту I курса школы Адашева, и мечтавший об амплуа трагического актёра, юноша решил стать режиссёром.

Осенью 1908 года Кокоша (как звали Николая товарищи по учёбе) пришёл поступать на не существовавшее тогда режиссёрское отделение, резонно спросив В. И. Немировича-Данченко, где же ещё учиться режиссуре, как не в МХТ? Так в первый раз в истории русского театра началась педагогическая работа в области воспитания режиссёра...

Всю жизнь Петров был бесконечно благодарен своим педагогам Л. А. Сулержицкому, В. И. Немировичу-Данченко, коллегам по МХТ за то, что они правильно «поставили его творческую душу». Приглашение на должность помощника режиссёра в Александринский театр он принял, в основном, по причине прозаической — чтобы избежать воинского призыва, но именно здесь были поставлены самые знаменитые его спектакли и прожиты самые яркие годы жизни.

Боевое крещение новоявленный сотрудник получил в день приезда — проведя спектакль «Три сестры». Вызвавший его в ложу директор императорских театров В. А. Теляковский сказал: «Конечно, вы очень молоды, и несколько странно было видеть вас сегодня в работе. Как-то не подходит это к стилю наших театров. Но ведь пригласили же мы Мейерхольда, сделали Лаврентьева главным режиссёром? Конечно, многим не понравится ваше назначение, но работайте. Надо немного встряхнуть Александринский театр».*

Цит. по: Бирман С. Г. Судьбой дарованные встречи. Москва, 1971. С. 25.

В самом деле, этот молодой человек здорово тряхнул традиции театра и его школы. Около года он был ассистентом Мейерхольда, в том числе в постановке легендарного «Маскарада». Первой его самостоятельной работой стала пьеса «Тот, кто получает пощёчины» Л. Андреева (1915). Всего же режиссёр поставил в Александринке более 50 спектаклей.

Кроме того, он был членом инициативной девятки, создавшей «Подвал Бродячей собаки». Принимал участие в жизни подвала «Привал комедианта». Руководил массовыми постановками «Торжество коммуны» на Бирже, «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади и «10 лет Октября» на Неве.

Дважды Петров покидал Александринский театр — из-за разногласий с Ю. М. Юрьевым и Наркомпросом. Эти противоречия отражены в остроумных рисунках Н. П. Акимова. На одном из них была большая пустая могила, рядом обелиск, а на обелиске надпись:


Прохожий!
Отойди, глаза зажмуря,
Чтоб в яму ту
Свалиться ты не мог,
Что десять лет
Копал Петрову Юрьев,
Тот умер,
Но в неё не лёг.


Н. В. Петров. Из фондов Александринского театра.


Шуточный проект памятника Н. Петрову в связи с уходом из театра. Автор. Н. Акимов.

Другой рисунок изображал памятник Петрову, где скульптура режиссера заняла место Екатерины II на известном монументе около Александринского театра. Под шутливым проектом памятника режиссеру были опубликованы стихи:

Без громких фраз, без лишних жестов
Вступил он прочно на гранит.
Кому в театре мало места,
Тот и снаружи постоит.

Спускайтесь вниз, Екатерина
Пускай заслуженный Петров
Взойдет на пьедестал старинный
В сопровождении орлов.


В 1933-1936 годах Петров возглавлял Харьковский театр русской драмы. С 1937 года работал преимущественно в театрах Москвы, руководил актёрским и режиссёрским факультетом ГИТИСа. Поставил более 500 спектаклей и воспитал множество учеников.