премьера балета «Жертвы Амуру, или Радости любви»

22 июля
1886 г.
22 июля 1886 года состоялся парадный спектакль «Жертвы Амуру, или Радости любви», который был сыгран на Ольгином острове в Петергофе в честь тезоименитства (именин) императрицы Марии Федоровны и присутствия на представлении королевы Эллионов Ольги Александровны и эрцгерцога Австрийского Карла-Людвига.
Пасторально-аллегорический сюжет в манере XVIII века, основанный на греко-римской мифологии, вдохновил Мариуса Петипа на создание одноактного балета на музыку Л. Минкуса.

Костюмы были сшиты по рисункам А. И. Шарлеманя. В главных партиях выступили: М. Н. Горшенкова (Лиза), М. М. Петипа (Венера), Е. П. Соколова (Хлоя), П. А. Гердт (Парис), А. А. Облаков (Илас).

«Жертвы Амуру, или Радости (шалости) любви» — последний балет, написанный Людвигом Минкусом в качестве балетного композитора Императорских театров до того, как эта должность была упразднена в 1886 году директором театров Иваном Александровичем Всеволожским.


Сюжет нового балета подробно пересказал А. А. Плещеев на страницах своей газеты «Театральный мирок».*


Программа балета. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Эскиз декорации к балету. Художник П. Б. Ламбин. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к балету. Художник М.А.Шишков Из фондов СПбГМТМИ.
Театр представлял таинственный лес, посвященный Амуру с алтарем для жертвоприношений. Пастушки и пастушки собрались в роще чтобы возложить венки на алтарь бога.

Плещеев А. А. Из балетного мирка: Новый балет «Les offrandes a l'Amour» // Театральный мирок. 1886. 26 июля (№13). С. 2.

Эскиз костюма Пастушки. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Пастуха. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Пастушки. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Пастуха. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Среди них — Илас и Лиза, которые, примирившись после сцен ревности, клянутся Амуру в вечной любви друг к другу и кладут розы на алтарь. Другая влюбленная пара — Парис и Хлоя. Он отдает своей любимой гнездышко птички, которое служит, вместе с букетом иммортелей, их подношением богу Любви. Венера, наблюдающая за влюбленными, спрятавшись в густых ветвях деревьев, решает им покровительствовать.
Эскиз костюма Лизы. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Иласа. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Хлои. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Париса. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Благозвучная музыка предвещает о прибытии бессмертных богов. Но Амур рассержен: он не обнаружил ни одного достойного себя подношения и хочет разрушить алтарь. Венера успокаивает своего капризного сына, а он, образумившись, умоляет простить его за свои шалости.
Эскиз костюмов свиты Амура. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Венеры. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Амура. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюмов свиты Амура. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Влюбленные пастушки и пастушки просят богов навсегда соединить их союзы. Бог Любви зажигает свой факел и, соединив его огонь с факелом появившегося бога брака Гименея, благословляет пары. «Радость и веселье, которым одушевлены все группы, свидетельствует, что всё счастье в любви».*
Эскиз костюма Пастушки. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Пастуха. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Пастушки. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз костюма Пастуха. Художник А.И.Шарлемань. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
«Костюмы обратили особое внимание вкусом и очень шли танцовщицам. Танцы соответствовали изображаемой эпохе, и потому современная техника их не коснулась. Пастухи и пастушки больше гуляли и соревновались по части грациозных движений».*

Плещеев А. А. Наш балет. Санкт-Петербург, 1900. С. 288.


Театр-руина на Ольгином острове. 1890-е гг.

Сцена Театра-руины на Ольгином острове была устроена «на возвышении, возле больших

тенистых деревьев и цветущих растений, которые служили ей главной

декорацией, так что только с боков виднелись кулисы из-за массы больших

великолепных пальм. Авансцена была окаймлена цветами, а по сторонам её

были устроены ажурные портики, на которых утверждался раздвигавшийся

на две половины занавес».*



Перед сценой, увенчанной гирляндой цветов, изображавших инициалы её величества «М», помещался оркестр, который находился во врытом в землю кессоне.
«Против сцены, освещавшейся электричеством, возвышался амфитеатр со спускающимися книзу уступами, на которых находились стулья для приглашенных лиц, а внизу – три ряда золоченных кресел для высочайших особ и августейших гостей. Амфитеатр освещался тремя электрическими солнцами, расположенными в ажурной беседке на верху амфитеатра, позади зрителей и был окружен баллюстрадой, украшенной многочисленными вазами с цветами. По сторонам амфитеатра на берегу острова были устроены портики с ажурными колоннами, иллюминированные стаканчиками и лампионами».*

Парадный спектакль на Ольгином острове — балет «Две звезды», состоявшийся 27 июля 1876 г. в честь рождения императрицы Марии Александровны. Э. Даммюллер по рис. К. Брожа.

Петербургский листок. 1886. 24 июля (№198). С. 2.

История парадных спектаклей в Петергофе завершилась в самом начале XX в. На протяжении столетия они были особыми добавлениями к церемониям Императорского двора. Спектакли, создаваемые лучшими музыкантами, балетмейстерами, декораторами и мастерами сцены, где ведущие партии исполняли выдающиеся артисты, становились частью церемониальной жизни двора, одним из способов демонстрации вкуса, широчайших возможностей и стабильности самодержавия.

О парадных спектаклях на Ольгином острове читайте: Ежегодник Императорских театров. Сезон 1896/1897. С. 404–425.