премьера оперы «Волшебное зеркало»
23 апреля
1814 г.
23 апреля 1814 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы «Волшебное зеркало» (музыка Ф.-К. Зюсмайера, либретто Э. Шиканедера).
Это был бенефис актера и режиссера Михаила Степановича Лебедева. В 1807 году он окончил петербургское театральное училище и выступал на сцене петербургских Большого и Малого театров в операх и драмах. Более всего М. С. Лебедев был известен как исполнитель характерных партий.

Особое же внимание стоит уделить жизни и творчеству создателей самой оперы.
Австрийский композитор Франц Ксавер Зюсмайер был в свое время учеником сначала Антонио Сальери, а затем самого Вольфганга Амадея Моцарта. Сблизившись с композитором, Ф.-К. Зюсмайер целый год прожил в доме Моцарта и его жены Констанции как полноправный член семьи. В 1791 году он ассистировал В.-А. Моцарту при работе композитора над операми «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». С ним обсуждался ход работы над «Реквиемом», и после внезапной смерти В.-А. Моцарта по его предсмертной просьбе Ф.-К. Зюсмайер закончил это произведение.

Титульный лист либретто оперы «Der Spiegel von Arkadie» («Волшебное зеркало»). Из фондов Баварской государственной библиотеки. Мюнхен.


Портрет Эмануэля Шиканедера.

Неизвестный художник. Около 1784 г.

Эмануэль Шиканедер, немецкий оперный певец, импрессарио, драматург — наиболее известен как либреттист оперы «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта. При написании своих сказочных опер он, будучи масоном, использовал наряду с традиционными сюжетами ряд масонских символов. В конце своей жизни Шиканедер утратил свое профессиональное положение и материальное состояние. А в 1812 году во время путешествия в Будапешт Э. Шиканедера поразило сумасшествие. Он умер в нищете 21 сентября 1812 года в Вене.

Но вернемся к истории «Волшебного зеркала», в немецком оригинальном варианте «Зеркала Аркадии» («Der Spiegel von Arkadien»).
После смерти В.-А. Моцарта Э. Шиканедер обратился к Ф.-К. Зюсмайеру и создал для него либретто к опере «Зеркало Аркадии» («Волшебное зеркало»). В 1794 году Зюсмайер дебютировал со своим произведением, снискавшим большой успех. Он становится модным композитором у венской публики. Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, но судьбе было угодно распорядиться так, что в 1803 году Ф.-К. Зюсмайер умер в возрасте 37 лет при загадочных обстоятельствах. По одним источникам он преждевременно зачах от туберкулеза, по другим — виновата холера.
Сюжет оперы «Волшебное зеркало» сказочно назидателен. Влюбленные Балламо и фессалийская царевна Филания оказываются на уединенном острове. Это, скорее всего, и есть утопическая Аркадия — некое идиллическое пространство. Здесь их ожидает серия испытаний. Верховный бог Юпитер предоставляет этой паре золото и семена растений. Влюбленные делают правильный выбор в пользу волшебных семян, из которых вырастают плоды, заполненные людьми разных профессий, предназначенными помогать Балламо и Филании. В этом масон Э. Шиканедер отобразил мировоззренческие взгляды на сотворение человечества великим демиургом. На острове обитает злой дух Таркелиан, жаждущий погубить Филанию. И стоит влюбленным разлучиться, Таркелиан заманивает царевну в свои чертоги с помощью волшебной музыки, издаваемой при вращении колеса в виде семиконечной звезды с магическими знаками. Этот атрибут злого духа тоже связан с масонской символикой. Ведь так называемая септаграмма известна также в некоторых традициях как Звезда магов или Эльфийская звезда. Естественно все заканчивается хорошо. Балламо спасает возлюбленную, тонущую в море по прихоти Таркелиана. Злой дух заключен в клетку волей Юпитера, Балламо и Филания встают у трона всесильного бога.

Из фондов СПбГТБ


Из фондов СПбГТБ

Свое название опера получила из-за волшебного атрибута Таркелиана, который этот злой дух отдает своему слуге-змеелову Медалио в обмен на вечное пребывание того в своих владениях. Медалио непривлекателен для женщин и хочет преодолеть это обстоятельство. И стоит ему повесить волшебное зеркало себе на шею, а женщинам посмотреть в него, как Медалио становится для них самым привлекательным и желанным. Отвадить влюбленных можно, повернув зеркало стеклом в обратную сторону. Но женщины больше заинтересованы в драгоценных подарках и, не получив их, в гневе разбивают волшебный аксессуар.
Мораль всей оперы заключается в том, что не стоит идти на поводу своих страстей, прибегая к обману, разрушать гармонию человека и природы и терять нравственные принципы, так как злое начало всегда потерпит поражение.

В Отделе редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов Театральной библиотеки хранятся рукописные экземпляры либретто оперы «Волшебное зеркало» на русском языке.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ФОКИН

23 апреля
1880 г.
23 апреля 1880 года родился Михаил Михайлович Фокин — выдающийся танцовщик, балетмейстер и педагог.

Он происходил из семьи петербургского купца. Его мать Екатерина Андреевна Кинд всю жизнь любила театр и передала эту любовь своим детям. Поэтому все братья и сестры будущего артиста были увлечены театром и, в разной степени, связаны с ним.


В 1889 году Михаил поступил в петербургское Театральное училище, где его педагогами стали Платон Константинович Красавин, Николай Иванович Волков, Александр Викторович Ширяев, Павел Андреевич Герд, Николай Густавович Легат.


С первого же года занятий Фокин зарекомендовал себя как способный и прилежный ученик. Его даже перевели в число «бесплатных» воспитанников уже на второй год, а не на третий, как это делали обычно. Его годовая оценка по балетным танцам никогда не опускалась ниже 10 при 12-бальной системе!*


В Театральном училище Фокин начал увлекаться практически всеми видами искусства. Регулярно посещал Александринский театр и имел возможность наблюдать за репетициями таких мастеров русской драмы как Константин Александрович Варламов, Мария Гавриловна Савина, Варвара Васильевна Стрельская, Владимир Николаевич Давыдов и др.


Одновременно осваивал игру на фортепиано и скрипке, а также овладел игрой на народных инструментах: балалайке, домре, мандоле, мандолине.


Портрет Михаила Фокина. 1909 г. Художник В. А. Серов.

Важное место в жизни Фокина занимало и изучение живописи. «Учась в старших классах, много рисовал, бегал в Эрмитаж копировать картины великих мастеров. Любовь к живописи осталась на всю жизнь, рисовать хватало времени всегда».*
См.: Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 11.
Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 12.

М. М. Фокин в партии Люсьена д`Эрвильи в балете «Пахита» Мариинского театра.

Сразу после окончания Театрального училища в 1898 году Фокин был принят в труппу Мариинского театра. Творческий рост шел дольно интенсивно. Начиная, как и все, в кордебалете, уже с 1904 года артист исполнял почти весь ведущий классический репертуар: принц Дезире в «Спящей красавице», Люсьен д`Эрвильи в «Пахите», принц-Коклюш в «Щелкунчике», Готье в «Голубой георгине», Базиль в «Дон Кихоте», Солор в «Баядерке», Жан де Бриен в «Раймонде», Феб де Шатопер в «Эсмеральде».*


«Фокин был стройным, пропорционально сложенным танцовщиком, с красивыми ногами, способными к большим прыжкам и к мелким движениям».* Невозможно не восхищаться его танцевальными данными: высокий легкий прыжок, изящество, элегантная пластичность и тонкая артистичность. Он в совершенстве овладел академическими балетными правилами и стал ярким представителем классической школы танца. Все это делало Фокина первоклассным исполнителем традиционных балетов.


«Исполнительская манера Фокина, сконцентрировавшая в себе ряд лучших качеств академической традиции, привлекала и своими индивидуальными особенностями. Герои Фокина были активны, ярки, обладали выраженными желаниями и стремлениями, открытым темпераментом, смягченным стилем старых балетов».*


В 1908 году Михаил Фокин познакомился с Сергеем Дягилевым. Так началось сотрудничество танцовщика с объединением «Мир искусства» в качестве хореографа.

См.: Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 19.
Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 20.
Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 21.
М. М. Фокин в партии Жана де Бриена в балете «Раймонда» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М. М. Фокин в партии Аполлона в балете «Пробуждение Флоры» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М. М. Фокин и А. П. Павлова в балете «Арлекинада» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
М. М. Фокин в партии Пьера в балете «Привал кавалерии» Мариинского театра. Из фондов СПбГМТМИ.
Через год Дягилев представил работы Фокина в Париже. Спектакли прошли с абсолютным успехом, а имена Михаила Фокина, Анны Павловой, Тамары Красавиной и Вацлава Нижинского навсегда вошли в историю искусств.

Жизнь Михаила Фокина сложилась так, что его ученические годы пришлись на период расцвета русского хореографического театра. Это было «золотое время балета, когда окончательно выкристаллизовалась русская школа классического танца, а огромный творческий опыт получил совершенное и законченное сценическое воплощение»*. Начало же ХХ века - время, когда Фокин пришел в театр - ознаменовалось глубоким кризисом балета. Его личность, как балетмейстера, «складывалась в условиях происходившей на рубеже веков ломке старых норм и возникновения новых течений, стилей, форм, отражавших современное мироощущение»*.


Фокин выступил против канонических и примитивных форм и выразительных средств. Его главным требованием было «не составлять комбинации из готовых и установившихся движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету, форму наиболее выразительную, способную изображать эпоху, и характер представляемого народа»*. Классическому танцу рубежа XIX-XX веков Фокин противопоставлял классический танец эпохи романтизма. Однако его реформация была бы невозможна без понимания и владения многовековой практикой балетного театра. Он не отказывался от прежних традиций, но трансформировал и обогащал то, что уже существовало.


М. М. Фокин и В. П.  Фокина. 1916 г. Из фондов ГЦМК.

Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 14.
Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 437.
Цит по: Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 438.

М. М. Фокин в партии Ивана-царевича в балете «Жар-птица» «Русских сезонов» С. Дягилева. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

С 1910 по 1912 год Фокин создавал свои величайшие балеты: «Жар-Птица», «Шехеразада», «Призрак оперы», «Нарцисс», «Петрушка», «Тамара» и «Дафнис и Хлоя».


В лучших балетах Фокина сформировалась и выразилась его творческая тема. Мир его постановок – это радостный и пьянящий, захватывающий, но скоротечный праздник, заканчивающийся для главных героев, чаще всего, трагически. «Сами герои, несмотря на все обстоятельства, энергичные или пассивные, страстные или поэтичные, всегда была яркими личностями. Они противостояли обстоятельствам и погибали, лишь исчерпав все свои силы и возможности».*


Михаил Фокин вошел в историю балета как великий новатор и реформатор. Главная заслуга его творческой деятельности в том, что он смог изменить направление движения хореографического театра и развернуть его к смежным искусствам (музыке, драматическому театру, живописи), что во многом обогатило балет.


В фондах Театральной библиотеки хранится уникальный архив балетмейстера, основу которого составляют документы, переданные в начале 1960-х годов сыном танцовщика Виталием.

Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург, 2004. С. 440.
Материалы из Архива М. М. Фокина (Фонды 11–13), размещенные в Электронной библиотеке СПбГТБ.