Массовое представление «Свержение самодержавия»
12 марта
1919 г.
12 марта 1919 года представлением «Свержение самодержавия» в Петрограде открылась Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии.
Режиссером и организатором мастерской был Николай Глебович Виноградов-Мамонт. В новом театре предполагалось ставить пьесы на современные темы, а артистами должны были стать военнослужащие Петроградского военного гарнизона. В мастерской работали режиссеры Е. Д. Головинская, Н. А. Лебедев, В. В. Шимановский, Я. М. Чаров, Н. А. Щербаков и другие, лекции читали Вс. Э. Мейерхольд, В. Н. Соловьев и Вс. Н. Всеволодский-Гернгросс.

К открытию театра решили поставить спектакль «Свержение самодержавия». Автором сценария был Николай Виноградов-Мамонт и все участники спектакля. Бойцы вспоминали событие за событием прошедших тревожных лет, делились впечатлениями.

Н. Г. Виноградов-Мамонт


Сцена из спектакля «Свержение самодержавия»

Массовые сцены были импровизированными. Времени на репетиции постановщикам и актерам отводилось мало. Задача была не из легких, так как все артисты, а это — сто тридцать человек, никогда не учились актерскому мастерству. Долго пришлось искать помещение, потому что специального распоряжения по этому вопросу не было. Но молодому режиссеру Николаю Виноградову-Мамонту удалось решить и эту задачу. Первый спектакль прошел в зале Рождественского совдепа, который находился в бывшей Николаевской Академии Генерального штаба на Суворовском проспекте.
Действо состояло из пролога «9 января 1905 года» и эпизодов: «Арест студентов-подпольщиков», «Бунт в военной тюрьме», «Взятие „Арсенала“ восставшими рабочими», «Разрушение полицейских участков», «Баррикадный бой на улицах», «Революция на фронте», «Отречение царя в ставке». Зрители увидели недавние тяжелые и памятные события, практически заново пережили их, поскольку игра актеров и эмоциональный накал спектакля были очень сильными. Виноградов-Мамонт вспоминал: «Красноармейцы несут убитых товарищей. Зал встал. Вместе с нами запел „Вы жертвою пали.“. Несколько юношей и девушек, смешавшись с бойцами, пошли за павшими героями. Это мгновение я схватил больше интуицией, чем сознанием. Я боялся поверить: неужели мечта театра всех веков — вовлечь зрителя в активное действие — воплотилась в нашем спектакле, хотя бы на один миг?»*.

Сцена из спектакля «Свержение самодержавия»

Виноградов-Мамонт, Н. Г. Красноармейское чудо. Повесть о Театрально-драматургической мастерской Красной Армии. Л., 1972. С. 59


Сцена из спектакля «Свержение самодержавия»

«Свержение самодержавия» играли много раз и в клубах, и на передовых перед бойцами, и даже на Дворцовой площади в Петрограде. За несколько месяцев спектакль выдержал двести пятьдесят представлений.
К сожалению, Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии просуществовала чуть больше года. В мае 1919 года Н. Г. Виноградов-Мамонт был мобилизован, но продолжал участвовать в жизни Мастерской, а вскоре получил направление на фронт в Туркестан. Руководителем Мастерской стал Адриан Иванович Пиотровский. За время существования театра спектакль «Свержение самодержавия» неоднократно редактировался и получил новое название «Красный год».

премьера спектакля «Перед заходом солнца»
12 марта
1963 г.
12 марта 1963 года в Театре драмы имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля по пьесе Г. Гауптмана «Перед заходом солнца». Режиссер спектакля — А. А. Музиль, в роли Маттиаса Клаузена — любимец публики Николай Константинович Симонов.
«Перед заходом солнца» — одна из немногих пьес XX века, которую и по тематике, и по уровню её художественного осмысления можно сопоставить с творениями Шекспира. Прежде всего, в силу трагедийности образа главного героя — тайного советника Маттиаса Клаузена. Подобно шекспировскому Королю Лиру, Клаузен на склоне лет сталкивается с предательством собственных детей, которые отказали отцу в свободе принятия решения, в праве до конца дней самому строить свою судьбу. Повзрослевшие дети готовы на всё, чтобы отстоять семейную собственность. Причиной надвигающейся катастрофы кажется им любовь Клаузена к юной Инкен Петерс. Для Маттиаса же эта любовь — последняя попытка обрести свободу и счастье.

Н. Ургант, К. Симонов


К. Симонов

Театральная судьба этой пьесы, в центре которой мощный образ главного героя, как правило, связана с масштабными актерскими работами. И если в труппе театра нет актера такой силы и мощи, которому был бы подвластен этот объемный трагедийный образ, спектакля не будет. Маттиас Клаузен в исполнении Симонова становится средоточием драматических коллизий: в его душе смещаются времена, разрывая цельность и устойчивость бытия. Режиссер ввёл в музыкальное оформление спектакля темы Г. Малера, и это усилило линию переживаний актера, одновременно сглаживая остроту чувств.
Был в спектакле еще один яркий образ — Инкен Петерс, созданный Ниной Ургант, специально приглашенной из театра имени Ленинского комсомола. Инкен предстала чистым, наивным, и казалось бы, хрупким и беззащитным существом, в котором вдруг обнаруживалась удивительная внутренняя сила и способность противостоять жестокости окружающего мира. А главное, Ургант смогла передать умение своей героини слышать тайную музыку души Клаузена и оберегать ее.

Это был великолепный дуэт выдающегося мастера сцены и молодой актрисы. В печати после премьеры появилось немало хвалебных рецензий, которые можно найти в традиционных и электронных картотеках Театральной библиотеки.

Н. Ургант