ПРЕМЬЕРА спектакля
«горе от ума»
26 января
1831 г.
26 января 1831 года в Большом (Каменном) театре в Петербурге состоялась премьера спектакля «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Это первая постановка всех четырех действий пьесы – до этого момента в 1829 году были показаны фрагменты первого действия, затем третье действие, а позже, в 1830 году, показали вместе третье и четвёртое действие.


Таким образом, когда пьеса в 1831 году была выбрана Я. Г. Брянским для своего бенефиса, совершенно новым для петербуржского зрителя стал только второй акт. «Горе от ума» долгое время было «запретным плодом» – цензура не дозволила публикацию и постановку – комедия распространялась рукописными копиями.


Возможность постановки раз за разом ускользала из-за цензурного запрета. П. А. Каратыгин, впоследствии долгие годы игравший в «Горе от ума» светского плута Загорецкого, вспоминает о событиях 1825 года, когда поставить комедию пытались в театральном училище (ему досталась роль Репетилова). А. С. Грибоедов, посещавший репетиции, был доволен тем, что получалось у воспитанников. Но за день до спектакля, во время последней «срепетовки», инспектор училища передал от графа Милорадовича строжайший запрет на постановку неодобренного цензурой произведения.*


Афиша первого представления сцены 1 действия пьесы 2 декабря 1829 г. на сцене Большого (Каменного) театра. Из фондов СПбГМТМИ.

В своих мемуарах актёр пишет и о последней встрече с драматургом, случившейся незадолго до отъезда последнего в Тегеран, о разговоре Грибоедова с супругой Каратыгина, актрисой Л. О. Дюровой: «Жена моя сказала ему: "Неужели, Александр Сергеевич, бог не приведет вам увидеть свою чудную комедию на нашей сцене?" Он грустно улыбнулся, взглянул на нее из-под очков, и сказал ей: "А какая бы вы была славная Софья!"».* Этому не дано было случиться: Дюровой не стало в 1828, за год до гибели Грибоедова.

Премьерная афиша спектакля. 1831 г. Из фондов ГМИ им. А. А. Бахрушина.

Опасения Любови Осиповны, в свою очередь, подтвердились. Таково печальное обстоятельство в долгой и насыщенной сценической жизни легендарной пьесы – автору не суждено было увидеть своё творение на сцене.


Права на своё произведение Грибоедов завещал близкому другу – Ф. В. Булгарину. За возможность сыграть все четыре действия в свой бенефис Брянский был должен около 1 000 рублей ассигнациями.* Критик из газеты «Северный Меркурий» отмечает, что цены на билеты были достаточно высокими: первые ряды кресел «продавались по 25, а последние по 15 рублей»*.

Булгарин писал после премьеры: «"Горе от ума" есть народная собственность, и, как бы ее ни играли, она всегда будет привлекать зрителей».* Зал был почти полон, но всё же полного сбора сделать не удалось, несмотря на предполагаемый ажиотаж вокруг первой полноценной премьеры комедии на профессиональной сцене.


Постановку ждал успех: в следующие несколько месяцев её играли каждую неделю, и зрительный зал традиционно был полон: «уже в два часа накануне представления нельзя достать билета ни в ложи, ни в кресла»*.

Радость от долгожданной премьеры омрачило то, как цензура обошлась с выдающимся грибоедовским текстом, в котором каждый стих – «эпиграмма, каждая фраза — или картина, или очерк характера»*: беспощадное обилие купюр не могло остаться незамеченным. После посещения спектакля А. В. Никитенко пишет в своём дневнике: «Некто остро и справедливо заметил, что в этой пьесе осталось одно только горе: столь искажена она роковым ножом бенкендорфской литературной управы»*.
Неоднозначный отклик вызвала трактовка актёрами ролей: как второстепенных, так и основных. Булгарин писал, что артисты не постигли Грибоедова и вполовину.* Роль Чацкого досталась Каратыгину-старшему (в постановке первого действия в 1829 его играл И. И. Сосницкий). Фамусова сыграл В. И. Рязанцев, Софью — Е. С. Семёнова, Лизу — М. А. Азаревичева, Молчалина – Н. О. Дюр, Скалозуба – П. И. Григорьев, Наталью Дмитриевну Горич — А. М. Каратыгина, Платона Михайловича Горича — Я. Г. Брянский, Загорецкого — П. А. Каратыгин, Хлёстову – Е. И. Ежова, Репетилова – И. И. Сосницкий.

Про трактовку Каратыгиным роли пишут, что он «резонировал в Чацком с большим жаром»*. Булгарин замечает с неудовольствием, что Каратыгин играя Чацкого «является каким-то Агамемноном, смотрит на всех с высоты Олимпа, грозно и величаво, и читает тирады (сатирические выходки на наши нравы) как приговоры судеб; трагическим тоном произносит стихи легкие, комические…»*. В противовес этой отвлечённой возвышенности он предлагает вернуть Чацкого на землю: произносить реплики так, «как бы каждый из нас сказал это в обществе»*. Другой критик из «Санкт-Петербургского вестника» рекомендует актёру «резкие истины, проповедуемые Чацким, смягчать дикцией, иначе характер его становится на сцене слишком тяжелым»*.

Портрет В. А. Каратыгина в роли Чацкого. Неизвестный художник. Из фондов ГМИ им. А. А. Бахрушина.

В том же «Санкт-Петербургском вестнике» у автора статьи о премьере возникает вопрос: почему Брянский взял себе незначительную роль Горича, когда мог бы сыграть Фамусова (что позже и произойдёт)? Критик считает, что таким образом и актёр смог бы с большим интересом показать себя, и Фамусов вызвал большую симпатию у публики. Про Фамусова–Рязанцева в прессе пишут, что он вышел «каким-то мещанином во дворянстве», в нем «никакой важности, нет того, что называется aplomb, которым отличаются люди, живущие в высшем кругу»*, Булгарин находит в его исполнении сходство с игрой комика Е. П. Боброва.

И. И. Сосницкий в роли Репетилова. П. А. Каратыгин в роли Загорецкого. Литография П. Ф. Бореля. Из фондов ГМИ им. А. А. Бахрушина.

Исполнение Семёновой роли Софьи Павловны в историю вошло как одно из самых неуспешных. Слабые места, в особенности то, что Семёнова лишила свою Софью всякой светскости, сделав её совершенно непохожей на девушку из высшего общества, не отразив ничего из черт, заложенных Грибоедовым, отмечались в критике ещё во время постановки третьего действия. Они же были повторены критиками в один голос спустя год, несмотря на всеобщие надежды на то, что исполнение актрисой этой роли со временем станет лучше.

Для Сосницкого «Горе от ума» примечательно тем, что актёру довелось в разные периоды сыграть и Чацкого, и Загорецкого, и Репетилова, и Фамусова. Исполнение им роли Репетилова спустя долгие 30 лет вызовет полемику большую, чем во время премьеры. Отзывы о его игре в 1831 году противоречивы, но сходятся в одном: Сосницкий трактует Репетилова очень по-своему, изображая человека подвыпившего, нетвёрдо стоящего на ногах. Одни считали его неподражаемым, единственным подлинным Репетиловым, критик из «Санкт-Петербургского вестника» пишет, что его игра «превосходит всякое описание»*. Другие утверждают, что он совершенно перевернул замысел драматурга, не понял героя.

Относительно тепло был принят Дюр–Молчалин. Только чета Горичей – Брянский и Каратыгина, вызвали единодушное одобрение: «оба они были превосходны в этих небольших, но характерных ролях»*. С этим соглашается даже Булгарин, в целом выражавший глубочайшее недовольство тем, как актёры Большого театра отразили созданные Грибоедовым характеры.
И всё же при первом представлении комедии «рукоплескания не умолкали бы, если б зрители не боялись этим препятствовать представлению и если б каждый из них не хотел расслышать всякого стиха»*.
См.: Каратыгин П. А. Мое знакомство с Александром Сергеевичем Грибоедовым // А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. Москва, 1980. С. 112.
Каратыгин П. А. Мое знакомство с Александром Сергеевичем Грибоедовым // А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. Москва, 1980. С. 119.
См.: «Горе от ума» на русской и советской сцене: Свидетельства современников / ред. сост. О. М. Фельдман. Москва, 1987. С. 351.
N. Русский театр. «Горе от ума», комедия в четырех действиях, в стихах, соч. А. С. Грибоедова. (Представлена на Большом театре 26 января в пользу актера Г. Брянского) // Северный Меркурий. 1831. №8. С. 36.
Булгарин В. Ф. Окончание разбора Комедии: Горе от ума // Северная пчела. 1831. №32.
Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жизни был»: записки и дневник (1804–1877 гг.). В 2 т. Санкт-Петербург, 1905. Т. 1. С. 210.
Булгарин В. Ф. «Горе от ума», комедия в четырех действиях, в стихах, соч. А. С. Грибоедова, представлена в первый раз вполне на Большом Театре в бенефис Г. Брянского, 26 января // Северная пчела. 1831. №31.
См.: Булгарин В. Ф. «Горе от ума», комедия в четырех действиях, в стихах, соч. А. С. Грибоедова, представлена в первый раз вполне на Большом Театре в бенефис Г. Брянского, 26 января // Северная пчела. 1831. №31.
Театр. Горе от ума, комедия в четырех действиях, в стихах, соч. А. С. Грибоедова и дивертисмент (Бенифис Актера г. Брянского, на большом театре, 26 Января) // Санкт-Петербургский вестник. 1831. № 17. С. 78.
Арапов П. Н. Обзор ролей комедии «Горе от ума» и замечания на игру актеров, их исполнявших в разное время // «Горе от ума» на русской и советской сцене: Свидетельства современников / Ред., сост. и авт. вступ. ст. О. М. Фельдман. Москва, 1987. С. 333.

ПОЖАР ТЕАТРА-ЦИРКА

26 января
1859 г.
26 января 1859 года сгорело здание каменного Театра-цирка на Театральной площади.
Пожар произошел с воскресенья на понедельник, в 5 часов утра. «Это неожиданное событие произвело на всех очень сильное и печальное впечатление. До сих пор не известны еще причины пожара и не исчислены причиненные им потери, но нет никакого сомнения, что они важны, не только в денежном отношении, но и в художественном. В Театре-Цирке хранились партитуры опер, составлявших репертуар русской оперной труппы, между которыми находились, вероятно, и очень редкие. Что, если они сгорели?», — с ужасом вопрошал корреспондент журнала «Театральный и музыкальный вестник».*
Пожар Театра-цирка. Неизвестный художник. Из фондов ГМИ им. А. А. Бахрушина.
М. Р. Вести отвстюду // Театральный и музыкальный вестник. 1859. № 5. С. 39–40.
В помещении Театра-цирка выступала в основном Русская оперная труппа. Кроме того, что пострадали партитуры опер и декорации, которые хранились в здании, пришлось перераспределять выступления оперной труппы, которая «в
последнее время, благодаря просвещенной заботливости театрального начальства... значительно усовершенствовалась, расширила круг своих действий и приобрела любовь публики»*. Но прошел всего год и на руинах Театра-цирка появился величественный Мариинский театр.
М. Р. Вести отвстюду // Театральный и музыкальный вестник. 1859. № 5. С. 39–40.