премьера
спектакля «Маленький Эйольф»
7 марта
1905 г.
#Передвижной_драматический _театр
7 марта 1905 года премьерой спектакля «Маленький Эйольф» Генрика Ибсена был открыт Первый Передвижной драматический театр. Организаторами театра стали супруги Павел Павлович Гайдебуров и Надежда Федоровна Скарская. Возлагая на себя миссию проводника передовых идей и желая говорить со зрителем на современном художественном языке, театр предполагал видеть своим зрителем близкую ему по этическим и эстетическим позициям демократическую интеллигенцию. Руководители театра позволили себе ставить новейшие, «острые» пьесы.
Для открытия театра «Маленький Эйольф» был удачным выбором. Переведенная на русский язык Н. Ф. Скарской, драма была впервые поставлена на русской сцене. По сюжету старуха-крысоловка околдовала маленького белокурого мальчика игрой на гуслях. Услышав музыку, ребенок пошел за крысоловкой и утонул в озере. Смерть сына заставила отца и мать переосмыслить свою жизнь. Богатые, безмятежные, они никогда не замечали бедных людей, их страданий и нужд. После гибели Эйольфа родители решают посвятить себя этим страждущим и обездоленным людям.

Ибсен Г.

Драматургия Г. Ибсена была редким гостем на театральных подмостках русского театр того времени. «Драмы Ибсена — это алгебраические формулы; конкретный бытовой, психологический элемент в них или совершенно отсутствует, или всецело подчиняется той отвлеченной идее, которую исследует Ибсен…», — писал Корней Чуковский*.

Чуковский К. И. «Маленький Эйольф» Ибсена // Театральная периодика в России: доклады, публикации, материалы круглого стола. Москва, 2009. С. 191-194


Скарская Н. Ф. и Гайдебуров П. П.

Тем более постановка такой романтичной и по-ибсоновски фантастичной драмы приветствовалась критиками. С. Сутугин благодарил Передвижной театр за то, что в их репертуаре появилась такая постановка, отмечая, что подобные пьесы ставить намного труднее: «Почему от всех пьес Г. Ибсена исходит такая несказанная чистота? Почему такой высокой красотой веет от него? <…> Красота исходит из высокого, почти молитвенного, сосредоточенного настроения, которым всегда проникнут Ибсен — из этой души, прозрачной, как горный ручей, ясной и строго-радостной как снежно-белые горные высоты при блеске солнца…»*. Художник Толмачев создал для «Маленького Эйольфа» «совсем хорошие» декорации, отмечали современники.
Более подробную информацию о театральных постановках Передвижного театра вы можете узнать, воспользовавшись материалами электронных и традиционных каталогов и картотек Театральной библиотеки, например:
Чуковский, К. И. «Маленький Эйольф» Ибсена// Театральная периодика в России: доклады, публикации, материалы круглого стола. Москва: Три Квадрата, 2009. С. 191−194.

Театр и искусство. 1905. № 12 (20 марта). С.186-187

Текст пьесы с цензурным разрешением хранится в «Отделе редкой книги, рукописных архивных и изобразительных материалов».