премьера спектакля «ШАКАЛЫ»

11 марта
1953 г.
11 марта 1953 года в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Шакалы» по пьесе эстонского драматурга А. М. Якобсона.

Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

Спектакль о «разоблачении человеконенавистнических замыслов»* крупных бизнесменов и ученых, которые ради собственной выгоды готовы пойти на самые страшные преступления вплоть до разжигания войны и погубить тысячи людей, поставил Александр Александрович Музиль. Режиссеру и актерам удалось передать идейный замысел пьесы Якобсона. Как отмечал журналист П. А. Корыхалов: «вся система образов, линия основного драматического конфликта раскрываются на сцене четко и художественно убедительно»*.

Действие пьесы разворачивается вокруг попыток нескольких деловых людей завладеть формулой ядовитой «серебристо-серой пыли»*, которая может стать страшнее бактериологического оружия, а ее изобретателю химику Сэмуэлю Стилу, во что бы то ни стало, нужно проверить ее действие на людях. Все эти, уважаемые на первый взгляд, господа, бывшие школьные товарищи. В результате их борьба за овладение формулой привела к смерти сначала сына Стила, а потом самого ученого.

Профессора Сэмуэля Стила великолепно сыграл Ю. В. Толубеев, раскрыв чудовищный характер ученого-убийцы, скрывавшийся под маской благопристойности. Его товарищей, ставших в один момент врагами — промышленника Эптона Брюса, на предприятии которого, должна была производиться смертельная пыль, исполнил
Б. А. Жуковский, а химика, генерала и заместителя научно-исследовательского отдела военного министерства Эдгара Мак-Кеннеди — Я. О. Малютин. Г. М. Бальдыш в рецензии на спектакль писал, что Жуковский создал образ «откровенного циника, который подобно отчаявшемуся картежному игроку, делает последнюю ставку, идет ва-банк».*

Корыхалов П. Поджигатели войны без маски // Ленинградская правда. 1953. 29 марта. С. 3.

Корыхалов П. Поджигатели войны без маски // Ленинградская правда. 1953. 29 марта. С. 4.

Якобсон А. Шакалы: драматическая сатира в четырех действиях. Москва, 1952. С. 39.

Бальдыш Г. «Шакалы». Драматическая сатира А. Якобсона в постановке Театра драмы имени А. С. Пушкина // Смена. 1953. 31 марта. С. 3.

Положительные персонажи пьесы, как отмечал Г. Бальдыш, получились менее яркими и интересными не только у драматурга, но и, к сожалению, в спектакле.* Особо критики выделяли исполнение Б. А. Фрейндлихом роли Аллена О'Коннела, сына Дорис от первого брака, майора авиации в отставке. Актер создал образ человека, который «прост, ясен и убедителен во всех своих поступках, твердо идет к намеченной цели», а его «обличительный монолог звучит, как символ неизбежной будущей победы правды и справедливости».*

Ефремов И. «Шакалы» // Вечерний Ленинград. 1953. 12 мая. С. 3.

Ю. В. Толубеев в роли Сэмуэля Стила. Из фондов Александринского театра.
Эскиз грима Сэмуэля Стила. Художник Н. П. Акимов Из фондов Александринского театра.
Эскиз грима Чарльза Армстронга. Художник Н. П. Акимов.Из фондов Александринского театра.
К. В. Скоробогатов в роли Чарльза Армстронга. Из фондов Александринского театра.
Еще одной большой удачей в спектакле была работа К. В. Скоробогатова в роли доктора медицины, профессора университета Чарльза Армстронга. Артист создал «высокочеловечный образ Армстронга — умудренного жизнью и не утратившего веру в человечество, одухотворенного благородной идеей борьбы за мир и целиком посвятившего себя ее осуществлению», — писал П. Корыхалов*.

Также в спектакли приняли участие замечательные актеры театра.

Е. И. Тиме исполнила роль Дорис, жены профессора Стила, В. Г. Гайдаров — Курта Шнейдера, химика и доктора, научного работника гитлеровской армии.

Е. М. Медведева играла Мэри, прислугу в доме Стила, негритянку, Л. А. Дачко — Джен, дочь Дорис от первого брака.

Г. Г. Кульбуш исполнил роль Гарри, сына профессора Стила и Дорис, М. К. Екатерининский — Гидеона Смита, руководителя теософско-спиритического кружка.

Е. И. Тиме — Дорис, Л. А. Дачко — Джен. Из фондов Александринского театра.

Я. О. Малютин в роли Эдгара Мак-Кеннеди. Из фондов Александринского театра.
Эскиз грима Эдгара Мак-Кеннеди. Художник Н. П. Акимов Из фондов Александринского театра.
Эскиз грима Курта Шнейдера. Художник Н. П. Акимов.Из фондов Александринского театра.
В. Г. Гайдаров в роли Курта Шнейдера. Из фондов Александринского театра.
Создать особую атмосферу на сцене режиссеру помог художник Н. П. Акимов. Незадолго до премьеры спектакля «Шакалы» в одном из интервью Акимов сказал: «Хочется как можно реалистичнее показать обстановку, в которой действуют поджигатели войны. А обстановка эта страшная и отвратительная».*

Идут репетиции // Вечерний Ленинград. 1953. 12 янв. С. 1.

Г. Г. Кульбуш в роли Гарри. Из фондов Александринского театра.
Эскиз грима Гарри. Художник Н. П. Акимов Из фондов Александринского театра.
Эскиз грима Дорис. Художник Н. П. Акимов.Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Дорис. Художник Н. П. Акимов. Из фондов Музея изобразительных искусств.
Работу Акимова в спектакле рецензенты называли удачной, отмечали, что и в декорациях, и бутафории, и гриме чувствовалась продуманность и стремление к глубокому раскрытию образов героев.