Александра Ивановна Шуберт
26 марта
1827 г.
26 марта (по новому стилю) 1827 года родилась Александра Ивановна Шуберт, урожденная Куликова. Неповторимая актриса, особенно успешная в ролях амплуа инженю, партнерша великих артистов императорского театра. Почти пятьдесят лет Александра Ивановна выходила на сцены столичных и провинциальных театров и всегда пользовалась большим успехом у зрителей. В жизни Шуберт была заметной фигурой своего времени, женщиной с нелегкой судьбой, но с прекрасным чувством юмора и самоиронией.

Ее дебют на Александринской сцене состоялся в 1843 году в комедии О. Э. Скриба и Ж.-Ф.-А. Баяра «Камилла, или Сестра и брат». Александра Ивановна получила небольшую роль Фанни. «Девице Куликовой едва ли 15 лет отроду, но она вышла на сцену так смело, и играла так бойко, умно, так отчетливо, что как будто была давно уже знакома со сценой», — отмечал рецензент журнала «Репертуар русского театра и пантеон иностранных театров». В первый сезон Шуберт сыграла более двадцати ролей и каждый раз публика восторженно принимала молоденькую актрису.

Шуберт А И. 1853 г.


В 1845 году Шуберт уехала в Москву, где успешно работала в Малом театре, затем выступала в Одессе и только в 1853 году вернулась в Александринский театр. Оставив петербургскую сцену неопытной девушкой, она вернулась профессиональной актрисой на роли инженю «наивности». Ее стали называть русской Луизой Мейер. Эта знаменитая французская артистка играла в то время в Михайловском театре.
Критики отмечали, что отличительными чертами таланта Шуберт были «простота, естественность, верность тона и мимики, полное отсутствие рутины». Александра Ивановна обдумывала каждую роль, даже небольшую, придавала ей жизненность, поэтому была любима зрителями.

Своим главным учителем Шуберт всегда считала М. С. Щепкина. Актриса писала: «…с чувством горячей благодарности и глубокого уважения вспоминаю я Михаила Семеновича Щепкина. Если есть во мне что хорошего, я всем обязана ему, его прямому, честному взгляду на жизнь».
В 1860 году Александра Ивановна снова покидает Петербург и несколько лет выступает в театрах Москвы и провинции: Орле, Туле, Вильно, Саратове и других городах. В 1882 году Шуберт снова получила приглашение в Александринский театр.
Александра Ивановна Шуберт прожила долгую и трудную жизнь, но в то же время насыщенную встречами и интересными событиями. Артистка оставила воспоминания «Моя жизнь», которые опубликовала в «Ежегоднике императорских театров» ее дочь З. С. Яновская. С ними можно ознакомиться в нашей Электронной библиотеке:

премьера спектакля «Доходное место»
26 марта
1933 г.

     26 марта 1933 года Ленинградский Большой драматический театр показал премьеру спектакля «Доходное место» по пьесе А. Н. Островского. Режиссер В. В. Люце. Художник Л. Т. Чупятов. Композитор В. М. Дешевов. Исполнители основных ролей: Жадов — В. И. Янцат; Вышневецкий — Л. А. Кровицкий; Юсов — Н. Ф. Монахов; Белогубов — В. Я. Софронов; Вышневская — М. Н. Дефорж; Кукушкина — Е. В. Александровская; Полина — О. Г. Казико; Юлинька — А. Н. Парамонова; Досужев — К. В. Скоробогатов.

      В те времена, впрочем, как и сейчас, молодая режиссура стремилась перекраивать драматургическую структуру классической пьесы. В данном случае основой спектакля стал образ молодого человека, Василия Николаевича Жадова, чиновника, в образе которого режиссер увидел трагическую фигуру нарождающегося молодого интеллигента-разночинца, гибнущую от окружающей его действительности. Исходя из этого, режиссура рассматривала «Доходное место» как трагедию русского идеализма. Такая трактовка спектакля придавала пьесе смысл общественной трагедии и заставляла вывести на первый план Жадова и его взаимоотношения с дядей, Аристархом Владимирычем Вишневским. Театр пытался укрупнить и идеологически уточнить фигуру Жадова, поэтому благополучный финал пьесы был «исправлен» и данный Островским оптимистический финал вычеркнут. В эпизод «В трактире» режиссер вводит самого Островского с критиками А. А. Григорьевым и Е. Н. Эдельсоном в окружении цыган. Охмелевший, одинокий Жадов рыдает под тоскливые романсы в исполнении Аполлона Григорьева и цыганского хора, подчеркивая этим пафос «мученика идеализма».

А. А. Дубенский в роли Жадова


Л. А. Кровицкий в роли Вышневского



     По мнению знаменитого театроведа А. А. Гвоздева, выдвигая мотив социального одиночества Жадова на первый план, театр вступал в конфликт с Островским: «Про Жадова Островский сказал ясно и просто: „это — мишура, тряхнули, все и посыпалось”. А театр пытался возвести „мишуру” на трагический пьедестал и терпел при этом трагическое крушение»*. Чтобы оправдать свой замысел, в спектакль была введена обширная массовка для создания образа эпохи. По сцене маршировали солдаты и офицеры, разгуливали уличные разносчики, служанки, фонарщик, шарманщика, фокусник, цыгане и монахи.

 Гвоздев А. А. Островский на сцене ленинградских театров // Гвоздев А. Театральная критика. Ленинград, 1987. С. 171-188



   Чиновничий мир, Юсов, Вышневский и Белогубов, на фоне которых должен был выделяться «трагический» Жадов, показан пышно. Вышневский превратился генерала, который появляется исключительно в сопровождении адъютантов. Слуги с подсвечниками склонялись перед его выходом на сцену. Обстановка квартиры Вышневского блистала роскошью, торжественные завтраки и ужины отвлекали внимание от темы обличения взяточничества и подхалимства. Юсов изображен важным барином, соответствующим «величественному» окружению Вышневского. Невеста, а позже жена Жадова, Полина, выведена глупой провинциальной мещанкой, и не понятно, как такой «возвышенно-трагический» Жадов мог влюбиться в такую дурочку.

О. Г. Казико (зас. арт.) в роли Полины


К. В. Скоробогатов (засл. арт.) в роли Досужева




     Так в течение спектакля распадалась концепция «трагедии русского идеализма». В результате толкование пьесы Островского в БДТ было признано и критикой и общественностью ошибочным, однако признавались «громадность и значительность работы театра, прекрасные достижения актеров и художника, великолепный актерский ансамбль и глубокую серьезность и последовательность, проявляющуюся в отдельных деталях спектакля…»*.

Мокульский С. С. В борьбе за классику // Большой драматический театр. Ленинград. 1935. С. 112

Более подробно о спектакле читайте в Папке вырезок БДТ: