ПРЕМЬЕРА спектакля
«Пеллеас и Мелизанда»
10 октября
1907 г.
#Театр_на_Офицерской
10 октября 1907 года на сцене Театра на Офицерской (Театр Веры Федоровны Комиссаржевской) состоялась премьера спектакля Всеволода Эмильевича Мейерхольда «Пеллеас и Мелизанда» по одноименной пьесе Мориса Метерлинка.

Премьерная программа спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

После триумфальной постановки «Сестры Беатрисы», другой пьесы Метерлинка, результат очередной совместной работы Мейерхольда и Комиссаржевской ждали с большим интересом. Однако этому спектаклю суждено было стать серьезным камнем преткновения между режиссером и актрисой, завершившим их сотрудничество.


Фабула драмы чрезвычайно проста. Где-то у моря лежит страна Аллемонда. Там царствует мудрый, старый Аркель. У него два внука: старший — Голо и младший — Пеллеас. Голо недавно лишился жены, и Аркель посылает его в другую страну просить руки принцессы Урсулы. Но по пути Голо встречает в лесу, у источника, неведомую девушку, полуребенка, Мелизанду, уводит ее за собой, женится на ней, отдается ей всей страстью «последней» любви. Мелизанда следует за Голо, потому что ей все равно, потому что ей некуда больше идти. В сумрачном и угрюмом замке Аркеля встречаются Пеллеас и Мелизанда, оба полудети, оба жаждущие света, счастья и любви. И они начинают любить друг друга тоже, как дети, сами не понимая, что с ними совершается. Голо, мучимый подозрениями, обезумевший от ревности, подстерегает Пеллеаса и Мелизанду, когда они целуются в парке, убивает своего брата, ранит Мелизанду, пытается убить себя. Мелизанда умирает с кроткой улыбкой, столь же недоумевая, что такое смерть, как она недоумевала, что такое любовь.*

См.: Латник. «Пелеас и Мелисанда». (Письмо из Петербурга) // Мейерхольд в русской театральной критике: 1898–1918. Москва, 1997. С. 156.
Современники категорически не приняли «Пеллеаса и Мелизанду». Казалось, что все неприятности совпали вместе. Выбор пьесы был неудачным и потому, что Мейерхольд уже в это время начал отходить от Метерлинка, и потому, что игра в символистской драме оказалась «не в средствах» Комиссаржевской. Роль Мелизанды оказалась одной из «сценических катастроф» Веры Федоровны.*
Эскиз декорации «У фонтана» к спектаклю. Художник В. И. Денисов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации «Терраса» к спектаклю. Художник В. И. Денисов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Критики отмечали, что Комиссаржевская потеряла в этой роли главное — свой прекрасный богатый голос, проникновенную интонацию, приятную дикцию. Ей не хватало привычной для нее естественности, простоты и глубины чувства.*


«Действие происходило на небольшой площадке в середине сцены, кругом пол был вынут, где поместился оркестр, исполнявший написанную к пьесе музыку. Но все труды, затраты, все пошло прахом. Пьеса вызвала недоумение, успеха не имела, осуждались вычурные декорации, в которых потерялись великолепные костюмы XII века, не нравилась музыка, жалели актеров, порицали увлечение режиссера неподвижностью и монотонностью…».*


Декорации Василия Ивановича Денисова, по мнению критиков, не выражали «своеобразный, полный тайны, дышащий предчувствиями мир Метерлинка»*.


Одна из причин такого резкого непринятия символистского спектакля была в том, что критиковали его в большей степени сами символисты. К 1907 году их триумфы были на уже исходе. «"Пелеас и Мелисанда" стал предварительным итогом русского театрального символизма, не понравившимся прежде всего самим символистам».* Режиссура Мейерхольда, возможно, не осознанно для самого творца, лишь представила это всем воочию.


Эскиз грима. Голо. Художник Н. Н. Сапунов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

См.: Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 4. С.
Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 4. С.
См.: Старик. «Пелеас и Мелисанда» // Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 – 1918. Москва, 1997. С. 164.
Зонов А. Летопись Театра на Офицерской // Алконост : Сборник статей и воспоминаний : Памяти Веры Федоровны Комиссаржевской. Санкт-Петербург, 1911. С. 70.
После провала «Пеллеаса и Мелизанды» в театре на Офицерской наступила всеобщая растерянность. Лишь Мейерхольд отнесся к неудаче как к одной из нормальных реакций зрителя на творчество. Комиссаржевской же оказалось очень непросто пережить такой уровень критики к себе, и к своему театру. Копившиеся творческие недопонимания с Мейерхольдом после премьеры обострились еще сильнее. На творческом совете, который состоялся на следующий же день, Вера Федоровна говорила о неминуемой гибели театра.
Эскиз декорации «Здание на фоне скалы» к спектаклю. Художник В. И. Денисов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации «У дверей замка» к спектаклю. Художник В. И. Денисов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Эскиз декорации «Сцена служанок» к спектаклю. Художник В. И. Денисов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

В противоположность Комиссаржевской, Мейерхольд говорил о том, что для тревоги за дальнейшую судьбу театра нет оснований. По его мнению, «Пеллеас и Мелизанда» — это не начало гибели, а завершение определенного цикла исторически необходимой стадии театра, которая в этом спектакле получила свое последнее воплощение. Этот пройденный этап следовало бы назвать «условный декоративный театр». А «дальнейшая работа театра узко в этом направлении — соглашался Мейерхольд — действительно привела бы его к смерти».*


После «Пеллеаса и Мелизанды» успех следующей постановки («Победа смерти») выглядел феерично. Несмотря на удачу, это был последний спектакль Мейерхольда в Театре на Офицерской.


Этот спектакль стал окончанием важного этапа не только в творчестве Всеволода Мейерхольда, но и в истории всего русского театра. Каждая премьера режиссера возбуждала в обществе живейший интерес, толки и споры. Его вынужденный уход из театра В. Ф. Комиссаржевской был бы печальным случаем в жизни петербургских театров, если бы не уверенность, что Мейерхольд найдет возможность возобновить в ином театре свою деятельность режиссера-художника.*

Волков Н. Д. Мейерхольд. Т. 1. 1874 – 1908. Москва, Ленинград, 1929. С. 342.
См.: Чулков. Г. По поводу ухода Вс. Эм. Мейерхольда из театра В. Ф. Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 – 1918. Москва, 1997. С. 170.