«Маленькие трагедии», написанные в 1830 году, являются важным этапом в деятельности Пушкина-драматурга. Эти небольшие произведения — «эпилоги больших и сложных жизней, исполненных великой борьбы, мятежа человеческого духа. Это —заключительные развязки великих трагедий, пережитых до поднятия занавеса».*
«Моцарт и Сальери» — первая из напечатанных пушкинских маленьких трагедий, первое и единственное его драматическое произведение, увидевшее свет рампы при жизни автора. Эта трагедия, сюжетной основой которой послужило распространенное в европейской печати 1820-х годов мнение, что итальянский композитор Сальери из зависти отравил Моцарта, — итог жизней выдающихся музыкантов, шедших разными путями к одной цели — служению искусству.
«И светлый путь Моцарта, и темная трудная тропа Сальери, заключены в их краткой роковой встрече, составляющей содержание трагедии».*
Из фондов СПбГТБ
Сводная афиша спектаклей Большого (Каменного) театра на 27 января 1832 г.
27 января 1832 года в Большом (Каменном) театре в бенефис Я. Г. Брянского состоялась премьера спектакля.
«Удивительно, даже непонятно, как бенефициант, человек, понимающий достоинство истинной поэзии, отважился дать эти сцены в начале спектакля. Одни из зрителей не слышали от того, что входили в зал, искали свои места, усаживались; другие, бывшие уже в театре, не могли слышать от стука дверьми, шарканья ногами входящей публики. Удивительно! Непонятно!... Правда, что сцены "Моцарта и Сальери" созданы для немногих, но эти немногие не могли насладиться ими вполне. В этот день давали еще комедию в 4 действиях А. А. Шаховского «Бедовый маскарад, или Европейство "Транжирина"», — возмущенно писал Ф. Булгарин в газете «Северная Пчела».*
Ю. М. Юрьев в роли Арбенина. 1938 г. Из фондов ОГЛММ Пензенской области.
Выдающемуся спектаклю-долгожителю была уготована непростая судьба. Произведенный через полгода после выхода третьей редакции арест Мейерхольда скорректировал афиши, на которых автором возобновленного спектакля выступал исполнитель роли Арбенина Юрий Михайлович Юрьев.
И жизнь спектакля продолжилась. В тяжелом 1941 году во время бомбежки Ленинграда произошло роковое событие: «Зарево пожара поднялось со двора театрального дома на улице Росси — горели декорационные склады, а в них — декорации "Маскарада", драгоценное творение А. Я. Головина».*
Однако впоследствии информация о полной утрате головинских декораций не подтвердилась. Масштабы потерь были преувеличены. Подробно о запутанной истории с декорациями «Маскарада» рассказывает А. А. Чепуров.*
Юрьев очень дорожил «Маскарадом» и не ступал сложившимся обстоятельствам. В Новосибирске спектакль-концерт был создан к 50-летию сценической деятельности артиста. В нем принимали участие блестящие актеры театра: Е. М. Вольф-Израэль (Нина), Ю. В. Островский (Звездич), Я. О. Малютин (Неизвестный) и многие другие.