премьера спектакля
«Моцарт и Сальери»

27 января
1832 г.
«Сцены «Моцарта и Сальери» созданы для немногих,
но эти немногие не могли насладиться ими вполне»
- Фаддей Булгарин -
27 января 1832 года в Большом (Каменном) театре в бенефис Я. Г. Брянского состоялась премьера драматических сцен в стихах А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

«Маленькие трагедии», написанные в 1830 году, являются важным этапом в деятельности Пушкина-драматурга. Эти небольшие произведения — «эпилоги больших и сложных жизней, исполненных великой борьбы, мятежа человеческого духа. Это —заключительные развязки великих трагедий, пережитых до поднятия занавеса».*


«Моцарт и Сальери» — первая из напечатанных пушкинских маленьких трагедий, первое и единственное его драматическое произведение, увидевшее свет рампы при жизни автора. Эта трагедия, сюжетной основой которой послужило распространенное в европейской печати 1820-х годов мнение, что итальянский композитор Сальери из зависти отравил Моцарта, — итог жизней выдающихся музыкантов, шедших разными путями к одной цели — служению искусству.


«И светлый путь Моцарта, и темная трудная тропа Сальери, заключены в их краткой роковой встрече, составляющей содержание трагедии».*


Из фондов СПбГТБ

Драматические сцены А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» впервые поступили на рассмотрение в Драматическую цензуру в 1832 году. Не изменив ни строчки, цензор Е. И. Ольдекоп поставил на пьесе свою резолюцию: «Одобрена к представлению 18 января 1832 г.».*
Дурылин С. Н. Пушкин на сцене. Москва, 1951. С. 94.
Дурылин С. Н. Пушкин на сцене. Москва, 1951. С. 94–95.
СПбТБ. ОРИРК. Фонд «Русская драма». I.3.3.45.

Сводная афиша спектаклей Большого (Каменного) театра на 27 января 1832 г.

27 января 1832 года в Большом (Каменном) театре в бенефис Я. Г. Брянского состоялась премьера спектакля.


Распределение ролей было прекрасным: Я. Г. Брянский, актер на роли «злодеев», играл Сальери, а любимец публики И. И. Сосницкий, отличавшийся в исполнении легкостью, изяществом и естественностью — Моцарта. Казалось бы, эти роли были написаны специально для них, но... постановка не имела успеха: она шла для «съезда публики», предшествуя главной пьесе бенефиса — комедии в 4 действиях А. А. Шаховского «Бедовый маскарад, или Европейство "Транжирина"».

То, что для «съезда» вместо обычной легкой комедии была поставлена трагедия Пушкина, многие современники рассматривали как проявление недоброжелательства к поэту.

«Удивительно, даже непонятно, как бенефициант, человек, понимающий достоинство истинной поэзии, отважился дать эти сцены в начале спектакля. Одни из зрителей не слышали от того, что входили в зал, искали свои места, усаживались; другие, бывшие уже в театре, не могли слышать от стука дверьми, шарканья ногами входящей публики. Удивительно! Непонятно!... Правда, что сцены "Моцарта и Сальери" созданы для немногих, но эти немногие не могли насладиться ими вполне. В этот день давали еще комедию в 4 действиях А. А. Шаховского «Бедовый маскарад, или Европейство "Транжирина"», — возмущенно писал Ф. Булгарин в газете «Северная Пчела».*

Северная Пчела. 1832. 4 фев. (№ 28)
Спектакль был повторен только еще один раз и снят с репертуара театра. Современники даже решили, что драматические произведения Пушкина несценичны. О «Моцарте и Сальери» и о «Цыганах» писали: «Сии два гениальные произведения А. С. Пушкина, известные всей образованной публике, мелькнули на сцене и скрылись с нее. Причин этому несколько: первая, что помянутые сочинения созданы не для театра, вторая, что… но, кажется, достаточно и одной первой причины».*
Портрет Я. Г. Брянского. Художник В. В. Баранов. 1820-е гг.
Портрет И. И. Сосницкого. Художник В. В. Баранов. 1820-е гг.
Пушкин в это время находился в Петербурге, но нет данных, что он видел единственное, при его жизни поставленное, драматическое произведение на сцене.
Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1833. 2 марта (№18).
Пушкин А. С. Моцарт и Сальери : драматическая сцена. — [Cанкт-Петербург], [1832]. — 11 л.

премьера третьей редакции спектакля «Маскарад»

27 января
1942 г.
27 января 1942 года эвакуированный в Новосибирск Театр драмы им. А. С. Пушкина показал премьеру третьей редакции спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в концертном исполнении.
Ю. М. Юрьев в роли Арбенина. 1942 г. Концертное исполнение.
Афиша спектакля «Маскарад». 27 и 31 января 1942 г. В ознаменование 50-летия артистической деятельности Ю. М. Юрьева. Их фондов Александринского театра.
Легендарный, знаковый спектакль александринской сцены, вышедший в поворотном 1917 году, неоднократно возобновлялся и выдержал несколько редакций. Театр вновь и вновь обращался к «Маскараду» — творению непревзойденных создателей: В. Э. Мейерхольда, А. Я. Головина, А. К. Глазунова.
Эскиз занавеса для концертного исполнения. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации для концертного исполнения. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Ю. М. Юрьев в роли Арбенина. 1938 г. Из фондов ОГЛММ Пензенской области.

Выдающемуся спектаклю-долгожителю была уготована непростая судьба. Произведенный через полгода после выхода третьей редакции арест Мейерхольда скорректировал афиши, на которых автором возобновленного спектакля выступал исполнитель роли Арбенина Юрий Михайлович Юрьев.


И жизнь спектакля продолжилась. В тяжелом 1941 году во время бомбежки Ленинграда произошло роковое событие: «Зарево пожара поднялось со двора театрального дома на улице Росси — горели декорационные склады, а в них — декорации "Маскарада", драгоценное творение А. Я. Головина».*


Однако впоследствии информация о полной утрате головинских декораций не подтвердилась. Масштабы потерь были преувеличены. Подробно о запутанной истории с декорациями «Маскарада» рассказывает А. А. Чепуров.*


Юрьев очень дорожил «Маскарадом» и не ступал сложившимся обстоятельствам. В Новосибирске спектакль-концерт был создан к 50-летию сценической деятельности артиста. В нем принимали участие блестящие актеры театра: Е. М. Вольф-Израэль (Нина), Ю. В. Островский (Звездич), Я. О. Малютин (Неизвестный) и многие другие.

Эскиз декорации «Игорная зала» для концертного исполнения. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации «Бальная зала» для концертного исполнения. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
«Маскарад» имел заслуженный успех у зрителей. В прессе отмечали, что прошел он «с большим подъемом», а Юрьеву удалось создать «исключительно сильный и яркий образ героя лермонтовской драмы»*. Во время войны в составе концертных бригад Юрьев часто выступал с отрывками из «Маскарада». С ролью Арбенина он не расстался и после.
Эскиз занавеса для концертного исполнения. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Эскиз декорации для концертного исполнения. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
В 1947 г. артист праздновал двойной юбилей — 75 лет, из них 55 — на сцене. В честь знаменательного события спектакль-концерт прозвучал с подмостков Ленинградской филармонии. Спустя год знаменитого исполнителя роли Арбенина, верного «стража» спектакля, не стало, а «Маскараду» еще предстояло восстать «из пепла»* на прославленной Александринской сцене.
Вечерний Ленинград. 1947. 11 апр.
Чепуров А. А. С репертуара снять. Хранить вечно // Империя драмы. 2007. Март (№ 5.). С. 2–3.
Советская Сибирь. 1942. 30 янв.