премьера спектакля
«Моцарт и Сальери»
27 января
1832 г.
27 января 1832 года состоялась премьера спектакля по пьесе А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в Большом театре Санкт-Петербурга. И это была не просто премьера — это был бенефис артиста Императорских театров Якова Григорьевича Брянского (настоящая фамилия Григорьев). Драматические сцены в стихах, как их сам назвал Пушкин, являются единственным произведением, которое было поставлено на сцене при жизни автора. Постановка пьесы была разрешена к представлению цензором Евстафием Ольдекопом всего за несколько дней до премьеры — 18 января. С 1832 по 1902 годов спектакль был показан только 12 раз. К сожалению, более подробной информации о премьере не сохранилось.

Пушкин А. С.


Портрет Я. Г. Брянского
Яков Григорьевич Брянский поступил на службу в «молодую труппу» императорского театра в 1810 году. Труппу организовал Александр Александрович Шаховской. По истечении времени, одаренный природой внешней статью и красотой, Брянский стал любимым учеником князя. Карьера актера началась ролями молодых любовников в комедиях и водевилях. В 1815 году он с успехом дебютировал в трагедии Жана-Франсуа Дюсиса «Абуфар, или Арабское семейство» (1778) в роли Фарана. С приходом в труппу Василия Андреевича Каратыгина, Брянский перешел на роли злодеев, стариков и благородных отцов. Хорошо зарекомендовал себя в драматических ролях, например, роль Миллера в драме Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» (1784) была отмечена современниками как одна из лучших.
Прочитать оригинальный текст пьесы с пометками цензора можно в «Отделе редкой книги, рукописных архивных и изобразительных материалов» Театральной библиотеки.
Более подробную информацию о спектакле вы можете узнать, воспользовавшись материалами электронных и традиционных каталогов и картотек Театральной библиотеки. В частности, вы можете обратиться к следующим изданиям:
  • Дризен, Н. В. Драматическая цензура двух эпох, 1825−1881. С.-Петерб. гос. Театр. б-ка. Санкт-Петербург, 2017. Часть 1: Эпоха императора Николая I, 1825−1855 / [авт. вступ. ст., примеч., указ. Е. Г. Федяхина]. 2017. С. 199
  • Театральное наследие: сборник статей. Ленинград: Государственный академ. театр драмы, 1934. Сб. 1: [К 150-летию со дня основания Ленинградской театральной библиотеки имени А. В. Луначарского]. Ленинград, 1934. С. 26−27.

Титульный лист пьесы с пометками

цензора Е. Ольдекопа


премьера третьей редакции спектакля «Маскарад»
27 января
1942 г.
27 января 1942 года эвакуированный в Новосибирск Театр драмы им. А. С. Пушкина показал премьеру третьей редакции спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в концертном исполнении.

Легендарный, знаковый спектакль александринской сцены, вышедший в поворотном 1917 году, неоднократно возобновлялся и выдержал несколько редакций. Театр вновь и вновь обращался к «Маскараду» — творению непревзойденных создателей: В. Э. Мейерхольда, А. Я. Головина, А. К. Глазунова.
Выдающемуся спектаклю-долгожителю была уготована непростая судьба. Произведенный через полгода после выхода третьей редакции арест Мейерхольда скорректировал афиши, на которых автором возобновленного спектакля выступал исполнитель роли Арбенина
Ю. М. Юрьев. И жизнь спектакля продолжилась. В тяжелом 1941 году во время бомбежки Ленинграда произошло роковое событие: «Зарево пожара поднялось со двора театрального дома на улице Росси — горели декорационные склады, а в них — декорации „Маскарада“, драгоценное творение А. Я. Головина» (Вечерний Ленинград. 1947. 11 апр.). Однако впоследствии информация о полной утрате головинских декораций не подтвердилась. Масштабы потерь были преувеличены. Подробно о запутанной истории с декорациями «Маскарада» рассказывает А. А. Чепуров в газете «Империя драмы» (2007. № 5).
Юрьев очень дорожил «Маскарадом» и не уступал сложившимся обстоятельствам. В Новосибирске спектакль-концерт был создан к 50-летию сценической деятельности артиста. В нем принимали участие блестящие актеры театра: Е. М. Вольф-Израэль (Нина), Ю. В. Островский (Звездич), Я. О. Малютин (Неизвестный) и многие другие. «Маскарад» имел заслуженный успех у зрителя. В прессе отмечали, что прошел он «с большим подъемом», а Юрьеву удалось создать «исключительно сильный и яркий образ героя лермонтовской драмы» (Советская Сибирь. 1942. 30 янв.). Во время войны в составе концертных бригад Юрьев часто выступал с отрывками из «Маскарада». С ролью Арбенина он не расстался и после. В 1947 г. артист праздновал двойной юбилей — 75 лет, из них 55 — на сцене. В честь знаменательного события спектакль-концерт прозвучал с подмостков Ленинградской филармонии. Спустя год знаменитого исполнителя роли Арбенина, верного «стража» спектакля, не стало, а «Маскараду» еще предстояло восстать «из пепла» (А. А. Чепуров) на александринской сцене.
Многочисленные материалы о легендарном спектакле и его возобновлениях можно найти в электронных базах, традиционных картотеках и Электронной библиотеке.