В день премьеры журнал «Обозрение театров» напечатал краткое содержание пьесы:
«В канун Рождества 1798 г. в "Красном кабачке"*, на 10-й версте по Петергофскому шоссе, собралась компания гвардейских офицеров и актрис, под руководством старого вельможи, князя Курмышева. Хорошо кутнули, но веселья не было, хотя были молоды, влюблены и пьяны.
Решили в шутку позвать скончавшегося в 1797 г. барона Мюнхгаузена. И к их ужасу, в комнате появляется тень барона. Смешные рассказы барона оживили веселье, женщины потянулись к барону; настроение приподнялось. Одна из актрис всплакнула по утраченной юности. Но в самый разгар веселья барон Мюнхгаузен должен исчезнуть — вороны стучат в окна и зовут его на берег Гавеля, около Потсдама. Он должен быть везде, где люди жаждут веселья. Пирующая компания сердится; готова вспыхнуть драка. Но пьяный сон валит всех. Барон произносит монолог о царстве лжи, выдумки, фантазии, которые управляют миром и выпивает бокал за всех, кто лжет, выдумывает, творит, и исчезает. Разбуженные слугой участники пирушки разъезжаются, вспоминая о красивом и добром, чудном старике».*
Обложка фантастической истории в одном действии Ю. Беляева «Красный кабачок» (Санкт-Петербург, 1911). Из фондов СПбГТБ.
Шарж на В.Н.Давыдова в роли князя Курмышева. Художник Н. Малявин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Головин создал систему опускных занавесов, разделяющих спектакли на эпизоды — один из знаковых режиссерских приемов Мейерхольда. Позже, в 1917 году, такое же художественное решение будет использовано и в спектакле «Маскарад», где занавесы будут уже разделять смысловые части спектакля, а не просто мизансцены.
Музыку, которой вторил хор певчих, написал Михаил Алексеевич Кузмин. Звучание вьюги было одним из важнейших компонентов спектакля, его сквозной темой. Мейерхольд, пытаясь уйти от натурализма, сознательно отказался от использования звукоподражательных машин для имитации воя ветра, желая сделать фоном представления «как бы вьюгу». С такой задачей лучше всего справился хор .
Ферхад – А. Грибов, Ширин – И. Колпакова. «Легенда о любви»
Хикмет, Н.; Ниязи. Балет «Легенда о любви» // Вечерний Ленинград. 1981. 23 марта. С. 3
И. Б. Зубковская в партии Мехменэ Бану с кордебалетом
Вечеслова, Т. «Легенда о любви» // Вечерний Ленинград. 1961. 25 марта. С. 4
Курилко-Рюмин, Михаил Повелители легенды. Слово о Вирсаладзе // Балетмейстер Юрий Григорович: статьи, исследования, размышления. Владимир, 2005. С. 81
И. А. Колпакова в партии Ширин
Гаевский, В. Григорович и Вирсаладзе // Хореографические портреты / В. М. Гаевский. М., 2008. С. 374
А. В. Гридин в партии Визиря