Константин Николаевич Державин
18 февраля
1903 г.
18 февраля 1903 года родился литературовед, переводчик и сценарист, литературный и театральный критик Константин Николаевич Державин.

К. Н. Державин. 1920-е гг.

Его юность пришлась на годы больших потрясений. Быстрому вхождению в культурную жизнь революционного Петрограда, безусловно, способствовало то, что он был сыном академика, филолога-слависта и историка Н. С. Державина. Уже 14-летним гимназистом он, увлекшись литературой, решил издавать журнал. Рукописная тетрадка в 17 листов, названная «Вы бывали в Порто-Рико? Танцевали контрданс?», и сейчас хранится в Публичной библиотеке.*

«Фанатично преданный театру»* юноша получил театральное образование в 1918 году на «Курсах мастеров сценических постановок» (КУРМАСЦЕП) под руководством В. Э. Мейерхольда. 16-летний молодой человек работает секретарем Театрального отдела Наркомпроса и пишет свою первую научную работу «"Борис Годунов" А. С. Пушкина. Материалы к постановке под редакцией В. Мейерхольда и К. Державина». Знаменитый режиссер в это время был в Москве и всю работу по составлению сборника вел молодой соредактор Мастера — так Державин называл своего учителя.*
В 1920 году, к трехлетию Октябрьской революции, в Петрограде прошла грандиозная массовая инсценировка «Взятие Зимнего дворца». Руководил постановкой Н. Н. Евреинов, а одним из режиссеров, наряду с такими известными и опытными театральными деятелями, как А. Р. Кугель, Ю. П. Анненков, Н. В. Петров, был и 17-летний К. Н. Державин!
Рукописный отдел РНБ. Ф. 1028. Ед. хр. 25.
Юрьев Ю. М. Записки: в 2 т. Т. 2. Ленинград; Москва, 1963. С. 254.
См.: Альтшуллер А. Я. Дядя Ко // Учителя : к 75-летию театроведческого факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Санкт-Петербург, 2014. С. 91, 92.
Зарисовка сцены из инсценировки «Взятие Зимнего дворца», выполненная А. К. Соколовым по фотографии с эскиза Ю. П. Анненкова. Из фондов СПбГМТМИ.
В 1924 году Константин Николаевич окончил романо-германское отделение филологического факультета Петроградского университета. С тех пор интенсивно занимался наукой и журналистикой, работал в Институте истории искусств.
Альтшуллер А. Я. Дядя Ко // Учителя : к 75-летию театроведческого факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Санкт-Петербург, 2014. С. 99.
Державин К. Н. Книга о Камерном театре, 1914-1934. Ленинград, 1934. 239 с.
В 1932–1936 годах Державин служил в литературной части Ленинградского академического театра драмы - сначала в качестве консультанта, а с февраля 1933 года — заведующего. В этот период «завлитства» Державина при ближайшем его участии в театре были поставлены такие знаковые спектакли, как «Дон Кихот» (1933), «Борис Годунов» (1934), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1935), «Салют, Испания!» (1936).

В брошюре Державина, посвященной постановке театром в 1936 г. комедии «Лес», он рассматривал фигуру Несчастливцева в контексте творчества самого писателя и мировой культуры. Впервые в литературе об А. Н. Островском литературовед находит параллели этого героя с образом Любима Торцова и Дон Кихота.

В 1932 году, к столетию открытия в знаменитом здании Росси театра, занимавшего такое значительное место в творческой жизни Константина Николаевича Державина, вышла в свет его монография «Эпохи Александринской сцены»*.

К. Н. Державин. 1940-е гг.

В 1934 году, к двадцатилетию Камерного театра, Державиным была написана книга, в которой исследовались идейно-художественные искания театра и была прослежена эволюция творчества А. Я. Таирова*. «Книга без единой цитаты содержала рассуждения и наблюдения теоретика и критика театра... Автор подробно рассказал о главных спектаклях, выявил многие особенности их эстетики».*
Державин К. Н. Эпохи Александринской сцены. Ленинград, 1932. 239 с.
«Борис Годунов» А. С. Пушкина : сборник статей. Ленинград, 1936. 190 с.
Державин К. Н. Книга о Камерном театре, 1914-1934. Ленинград, 1934. 239 с.
Державин К. Н. Комедия А. Н. Островского «Лес». Ленинград, 1940. 36 с.
Прекрасное знание испанского, английского, французского, итальянского и испанского языков, безусловно, помогало Державину в углубленном изучении истории западноевропейского театра. В 1945 году, находясь в Болгарии, Константин Николаевич начал заниматься болгарской литературой и театром. В 1946 году в «Вестнике Ленинградского университета» появилась его статья «Новейшая болгарская литература», затем работа о драматургии Ивана Вазова, статьи о Христо Ботеве и капитальная монография «Болгарский театр».
Державин К. Н. Болгарский театр : очерк истории. Москва ; Ленинград, 1950. 458 с.
Державин К. Н. Сервантес : жизнь и творчество. Москва, 1958. 740 с.
Державин К. Н. Сервантес и «Дон-Кихот». Ленинград, 1933. 78 с.
Державин К. Н. Театр Французской революции, 1789-1799. Ленинград, 1932. 318 с.
Державин К. Н. Эпохи Александринской сцены; предисл. А. В. Луначарского. Ленинград, 1932. 239 с.
«Державин сочетал в себе редко совместимые грани человеческой деятельности. Обладатель необыкновенных способностей, человек блестящей образованности, знаток и теоретик (само по себе редкое сочетание), ученый академического профиля с сильным концептуальным мышлением, он вместе с тем был активным деятелем современного ему театра. Занимаясь, казалось бы, далекими от злободневности сюжетами (одно время он изучал под руководством академика И. Ю. Крачковского арабский язык, историю и культуру арабов), он в то же время активно строил новую, советскую культуру, выступал ее организатором и пропагандистом».*
Альтшуллер А. Я. Дядя Ко // Учителя : к 75-летию театроведческого факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Санкт-Петербург, 2014. С. 103.
Державин К. Н. Комедия А. Н. Островского «Лес». Ленинград, 1940. 36 с.