Тамара Платоновна
КАРСАВИНА
9 марта
1885 г.
Кто Терпсихора меж людей? — Карсавина.
Кто лебедь белых лебедей? — Карсавина.
Тебя Прекрасной дамой роз изнеженных
Не назовёт какой злодей, Карсавина?
Тебе подвластны все сердца, все радости.
Рабами прелести владей, Карсавина!
Будь я царём, тебе бы в дар все с жемчугом
Прислал бы я пятьсот ладей, Карсавина.
Поэт, — я шлю Тебе стихи, но строки их
Рубину танца шепчут: рдей, Карсавина!
Сияй, даря блаженство нам, как радуга,
О Саломея Саломей, Карсавина!

(«Газелла для Карсавиной». П. П. Потемкин. 1914)
9 марта 1885 года в Петербурге родилась будущая звезда русского балета, одна из красивейших и талантливых артисток — Тамара Платоновна Карсавина.

Карсавина Т. П. Портрет

Она появилась на свет в семье танцовщика Мариинского театра Платона Константиновича, и не удивительно, что уже с детства мечтала о балетной сцене. Несмотря на строгий отбор Карсавина оказалась в числе немногих принятых в Театральное училище, которое закончила в 1902 году и была принята в труппу Мариинского театра. Публика и критики внимательно следили за ее выступлениями, но оценивали их по-разному: в одних звучала похвала, в других — обвинения в отсутствии характерности. Действительно, стиль балерины отличался не эмоциональностью, а оттенками, легкими переходами одного пластического состояния в другое.
А. Л. Волынский так отзывался о творчестве Тамары Платоновны: «Карсавина, вся фимиам и аромат чистейшей женственности, нежным дымком, на поэтическую секунду поднимается из кордебалетной массы и сейчас же спрячется и растает в ее бушующих волнах» Электронная библиотека
«Это прелестное дарование растет на наших глазах: в каких-нибудь два-три года оно завоевало горячие симпатии не только русской, но и западно-европейской публики. Мне приходилось читать о Карсавиной чрезвычайно сочувственные отзывы итальянской критики и настоящие дифирамбы на английском и французском языках. В Париже в первый свой приезд, Карсавина до такой степени успела „влюбить в себя публику“ (по выражению А. Н. Бенуа), что А. П. Павловой, танцевавшей после нее, пришлось напрячь все силы, чтобы добиться желанного успеха» Электронная библиотека

Карсавина в балете И. Ф. Стравинского

«Жар-птица»

Настоящий успех принесло Карсавиной сотрудничество с М. М. Фокиным и С. П. Дягилевым. Продолжая выступать на сцене Мариинского театра, она много гастролировала с труппой «Русский балет Дягилева».
С 1918 года Тамара Платоновна, покинув Россию, жила в Лондоне. В 1931 году последний раз вышла на сцену. Но балет продолжал существовать в ее жизни: Карсавина занималась репетиторством, восстанавливала спектакли М. М. Фокина, написала мемуары.
Карсавина в балете Р. Ана «Синий Бог»
Карсавина в балете Р. Шумана «Карнавал»
Карсавина и М. Фонтейн в репетиционном зале

премьера спектакля «шут тантрис»
9 марта
1910 г.
9 марта 1910 года на сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля Всеволода Эмильевича Мейерхольда «Шут Тантрис» по пьесе Эрнста Хардта. Художником-постановщиком стал Александр Константинович Шервашидзе.

Н. Н. Ходотов в роли Шута Тантриса. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Пьеса представляла собой вариацию на сюжет легенды о Тристане и Изольде и в то же время была создана как ответ на оперу Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Мейерхольд назначил на главные роли одних из ведущих артистов театра. Короля Марка сыграл Юрий Михайлович Юрьев, Изольду — Мария Андреева Ведринская, а Тристана, скрывающегося под маской шута Тантриса, представил Николай Николаевич Ходотов.

«Юрьев был безупречен; в спокойной выдержанной пластике, в ровном, металлическом тембре его голоса чувствовалась сила, вернее, гранитная воля, вспышки его гнева производили глубокое впечатление; и что всего труднее удается актеру — это приковать к себе внимание зрителя молчанием на сцене».* Также критика отмечала, что именно Юрьев смог проникнуться особой историчностью драматургии, силой ее лирического эпоса, который определил еще Вагнер в своей опере.

Изольда–Ведринская также производила благоприятное впечатление. Актриса чутко и изящно создала трудный, но интересный образ. Однако ей недоставало еще большей мягкости и женственности: она «может быть умышленно, изобразила Изольду скованной и холодной, как мраморное изваяние»*.

Ходотов оказался не особенно выразителен под масками «пришлого болящего» и «рыцаря», «зато под маской шута Тантриса дал несколько смелых переживаний и вообще провел роль с драматическим подъемом»*.
Бразоль Б. [О премьере спектакля «Шут Тантрис» в Александринском театре] // Театр и искусство. 1910. № 11 (14 марта). С. 231-232.
Бразоль Б. [О премьере спектакля «Шут Тантрис» в Александринском театре] // Театр и искусство. 1910. № 11 (14 марта). С. 232.
Ю. М. Юрьев в роли Короля Корнуэльского Марка. Из фондов Александринского театра.
М. А. Ведринская в роли Королевы Изольды Ирландской. Из фондов Александринского театра.
Н. Н. Ходотов в роли Шута Тантриса. Из фондов СПбГМТМИ.
В. И. Петров в роли Герцога. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Критики отмечали как искусно режиссер применяет элементы пластики, сценического движения, эмоционально воздействуя на зрителей. Особенно поразила всех сцена с прокаженными, которым король Марк в жертву отдал королеву Изольду. «Стремительность их движений, повторность их жестов, нарастающий напряженный ритм, увлекающий их к овладению ею, переданы были с большим и жутким пафосом, опять-таки показывающим, сколько средств воздействия театр имеет вне всяких натуралистических точных подробностей».*
Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала ХХ века. Москва, 2014. С. 285.
Сцена 3 действия. Группа прокаженных. Рисунок А. М. Любимова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Спектакль получился художественно полноценным во многом благодаря художнику Шервашидзе, автору декораций и костюмов. «Волей-неволей художник в этой постановке выдвигается на первый план, ибо он гораздо более, чем актеры, своими живописно-театральными средствами передает саму суть пьесы, намерения автора».*
Ростиславов А. О постановке «Шута Тантриса» // Театр и искусство. 1910. № 12 (21 марта). С. 256.
Ю. М. Юрьев в роли Короля Корнуэльского Марка. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма короля Марка для Ю. М. Юрьева. Художник А. К. Шервашидзе. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма королевы Изольды для М. А. Ведринской. Художник А. К. Шервашидзе. Из фондов СПбГТБ.
М. А. Ведринская в роли Королевы Изольды Ирландской. Из фондов Александринского театра.
Вся сценография спектакля несла в себе твердый исторический рисунок и отрицала любую мелодраматическую «бутафорщину». Костюмы отражали индивидуальные особенности каждого образа, а декорации транслировали определенные смыслы обстановки. Например, в королевском замке царила атмосфера мирного вечернего времяпрепровождения и та простата нравов, благодаря которой в гости к королю смог попасть шут с улицы.*
См.: Ростиславов А. О постановке «Шута Тантриса» // Театр и искусство. 1910. № 12 (21 марта). С. 256.
Можно сказать, что спектакль «Шут Тантрис» стал успехом в большей степени Мейерхольда и Шервашидзе, чем исполнительского состава: актерские неудачи нисколько не уменьшили удачности постановки. Артисты, которые не смогли проникнуться той особой историчностью драматургии, казались неполноценными действующими лицами, без мощной героической силы. «Ведь Тристан и Изольда даже в моменты нежности и страдания должны оставаться титаническими фигурами. В изображении их должен быть отпечаток сильных красок, резкого вырубленного рисунка, менее всего современной мелкости, дряблости неврастеничности»*. В некоторые моменты создавалось почти комическое впечатление от того, что под маской шута практически не чувствовался герой.*

Становилось все очевиднее, что в режиссерском театре Мейерхольда актер переставал быть «камнем преткновения», становясь при этом центром сценической композиции.

Режиссер и художник в очередной раз доказали свою творческую силу и театральную необходимость в эпоху становления режиссуры. «перед нами еще лишнее свидетельство того, сколько строгости и красоты вносят настоящие художники в театральные постановки»*. Сценическая интерпретация сделала более значительной и саму пьесу.

Эскиз костюма Шута Тантриса для Н. Н. Ходотова. Художник А. К. Шервашидзе. Из фондов СПбГТБ.

После генеральной репетиции В. А. Теляковский записал в своем дневнике: «Постановка интересная, не шаблонная, особенно поражало благородство тона первого акта,... третий акт ... был опять очень красив. Конечно, наши рутинеры не сочувствовали постановке, и никого из премьеров в театре не было. Одно слово "новое" заставляет их трепетать и негодовать».*
Из дневника В. А. Теляковского 7 марта 1910 г. // Теляковский В. А. Дневник Директора Императорских театров. 1909–1913. Санкт-Петербург. Москва, 2016. С. 161.
Н. Н. Ходотов в роли Тристана. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Герцога для В. И. Петрова. Художник А. К. Шервашидзе. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Огрина для Ю. Э. Озаровского. Художник А. К. Шервашидзе. Из фондов СПбГТБ.
Н. Н. Ходотов в роли Шута Тантриса. Из фондов Александринского театра.
В творческой биографии Мейерхольда «Шут Тантрис» не стал одним из самых выдающихся спектаклей. Однако именно он заставил публику и критику признать ценность художественных методов режиссера и закрепил уже найденные театральные решения всеобщим признанием.
Ростиславов А. О постановке «Шута Тантриса» // Театр и искусство. 1910. № 12 (21 марта). С. 256.

премьера спектакля «Павел I»
9 марта
1928 г.
9 марта 1928 года в Ленинградском театре драмы праздновали 25-летие артистической деятельности актера, режиссера и педагога Иллариона Николаевича Певцова и присвоение ему почетного звания заслуженного артиста республики. В этот день состоялась премьера спектакля «Павел I» по пьесе Д. Мережковского.
Почти десять лет назад Илларион Николаевич играл Павла I на сцене Московского драматического театра, а теперь выступил не только исполнителем заглавной роли, но и режиссером спектакля.

Работа над каждой ролью была связана у Певцова с полным погружением в образ, а если это был реальный персонаж, то и с изучением исторического периода. «…Мы сидим на одной из скамеек Марсова поля, смотрим на Инженерный замок, а Илларион Николаевич, чуть заикаясь, рассказывает… как изучал павловскую эпоху, вживался в драму этого страшного царя, как нашел к нему ключ… Голубые июльские сумерки плывут над площадью. А он рассказывает о морозной зиме Петербурга… об обмороженных, падающих из строя на ходу муштруемых солдатах на плацу; о том, как всего боящийся царь жил в этом красном замке…», — вспоминал Н. Костарев*.

И. Н. Певцов в роли Павла I

Илларион Николаевич Певцов. Москва, 1978. С. 226-227

Пьесу Д. Мережковского советские критики называли путаной и псевдоисторической. Всем было понятно, что выбрана она была Госдрамой к юбилею для того, чтобы показать уникальное актерское мастерство Певцова. Среди героических, проблемных и остросоциальных пьес «Павел I» выглядел крайне неуместным, и всего было показано 17 спектаклей с марта по июнь 1928 года. Как утверждала газета «Жизнь искусства» от 20 марта 1928: «…И с восхищением следя за четким и точным переходом актера из одного психологического, почти патологического аффекта в другой, за волнующими интонациями его характерного голоса и выразительнейшим лицом, ни на минуту не освобождаешься от мысли, что много радостнее и значительнее была бы встреча с этим актером на более ярком, более нашем и крупном спектакле» (полный текст статьи А. Пиотровского доступен по ссылке на нашу Электронную библиотеку: